КОНТРОЛЬ ЭМИССИЙ С СУДОВ: АНАЛИЗ И ВНЕДРЕНИЕ ПОПРАВОК К ПРИЛОЖЕНИЮ VI К КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ Выступление капитана Эвальдаса Захарявичуса, директора Морской администрации Литвы «Качественное судоходство: Стандарт XXI века. Безопасность и защита морской среды: грядущие перемены». Санкт-Петербург, 21 и 22 октября 2009 г.
млн т топлива для судовых котлов и двигателей (бункерное топливо) ежегодно сжигается в судоходной индустрии. 30 % мирового количества дымообразующих веществ выбрасывается с судов. Бункерное топливо, сжигаемое судами, в 1000 раз грязнее дизельного топлива, используемого грузовиками и автобусами. Ввиду отсутствия строгого законодательства судовые двигатели загрязняют окружающую среду намного сильнее автомобильных двигателей. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В выхлопных газах судна содержатся вредные токсичные вещества, которые вызывают рак, респираторные заболевания и и преждевременную смерть. Загрязнение воздуха с судов часто наносит вред людям, живущим вблизи портов. В крупнейших портовых городах мира более чем один ребенок из 10 страдает астмой. Вблизи крупных портовых городов риск возникновения раковых заболеваний вследствие вдыхания токсичного воздуха в пять раз превышает обычный показатель.
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА Суда сжигают тонны топлива в час, вырабатывая большое количество газов, способствующих глобальному потеплению, что приводит к изменению климата. Исследователи предполагают, что сажа из дымовых труб осаждается на полярных ледниковых покровах и способствует таянию. Доля выбросов углекислого газа в атмосферу всемирным морским флотом составляет около четырех процентов от общего количества.
ДЕЙСТВИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ В 1973 г. на Международной конференции ИМО была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ). В 1997 г. ИМО было одобрено Приложение VI к МАРПОЛ, которое стало глобальным соглашением по сокращению выбросов в атмосферу с судов. Приложение VI вступило в силу 19 мая 2005 года (на международном уровне).
ВНЕДРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПЕРВОЙ РЕДАКЦИИ ПРИЛОЖЕНИЯ VI К МАРПОЛ 73/78 В ЛИТВЕ 13 декабря 2005 г. – Вступление в силу Приложения VI для Литвы. Установлены следующие ограничения по содержанию серы: -1,5 % для районов контроля выбросав SO x (SECA) -4,5 % для других районов -Содержание серы в тяжелом судовом топливе (HFO) в районе Балтийского моря составляет в среднем от 1,9 до 2,2 %. Среднее содержание серы в топливе, используемом литовскими паромами, составляет от 2,2 до 2,7 %. Таким образом, после вступления в силу Приложения VI ограничения по содержанию серы в топливе в районах SECA применимы только к судам, использующим тяжелое судовое топливо.
ВНЕДРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПЕРВОЙ РЕДАКЦИИ ПРИЛОЖЕНИЯ VI К МАРПОЛ 73/78 В ЛИТВЕ Использование топлива с низким содержанием серы (LSFO) вместо топлива с высоким содержание серы (HSFO) для судовых двигателей привело к возникновению некоторых сопутствующих проблем, которые были успешно решены литовскими судовладельцами: Увеличение стоимости топлива; Инвестиции в топливные системы для обеспечения их работы в соответствии с требованиями Правила 14; Усилия по сохранению ресурсов двигателей; Ограничения, связанные с заправкой судна топливом.
ПРИНЯТИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ПРИЛОЖЕНИЯ VI К МАРПОЛ 73/78 После вступления в силу Приложения VI к МАРПОЛ 19 мая 2005 г., на 53 заседании Комитета по защите морской среды /MEPC/ (июль 2005 г.) было принято решение о новой редакции Приложения VI к МАРПОЛ, а также Технического кодекса по NO x с целью значительного ужесточения требований к ограничению выбросов в свете технологических усовершенствований и опыта их внедрения. Подкомитет ИМО по наливным грузам и газам, будучи проинструктированным Комитетом по защите морской среды, подготовил проект поправок к Приложению VI к МАРПОЛ. В результате на своем 58 заседании Комитет по защите морской среды (октябрь 2008 г.) рассмотрел и одобрил новую редакцию Приложения VI к МАРПОЛ и Технический кодекс по NO x.
НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ VI К МАРПОЛ 73/ июля 2010 г. – вступление в силу новой редакции Приложения VI Ограничение содержания серы для районов SECA до 1% 19 мая 2005 г. – Приложение VI вступило в силу на международном уровне Ограничение общего содержания серы до 4.5% 19 мая 2006 г. Содержание серы для районов SECA до 1.5% 13 декабря 2005 Приложение VI к МАРПОЛ вступило в силу для Литвы 1 января 2015 г. Ограничение содержания серы для районов SECA до 0,1% 1 января 2012 г. Ограничение общего содержания серы до 3.5% 1 января 2020 г. Ограничение общего содержания серы до 0.5%
НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ VI К МАРПОЛ 73/78 : СИТУАЦИЯ В ЛИТВЕ Наиболее актуальные проблемы, с которыми столкнутся судовладельцы в отношении будущих изменений, состоят в увеличении финансовых расходов вследствие выполнения новых требований по содержанию серы. Решения по снижению таких расходов, которые были применены судовладельцами Литвы: -подключение судна к береговым электросетям; -использование силиконовых красок для покраски корпуса судна.
СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ ПУТЕМ ПОДКЛЮЧЕНИЯ СУДНА К БЕРЕГОВЫМ ЭЛЕКТРОСЕТЯМ Попытки литовских судовладельцев подключить судно к береговым электросетям в порту Клайпеда: Подробные расчеты не проводились, однако опыт показывает, что этот метод является финансово оправданным, в особенности, после вступления в силу новой редакции Приложения VI к МАРПОЛ. Существующей мощности электроснабжения в порту Клайпеда достаточно только для нескольких судов, следовательно для широкого применения этого метода требуется специальная трансформаторная подстанция.
ПРИМЕНЕНИЕ СИЛИКОНОВЙ КРАСКИ ДЛЯ ПОКРАСКИ КОРПУСА СУДНА (1) Корпус судна покрыт слоем специальной силиконовой краски, вдоль которого вода скользит во время плавания судна. Преимущества силиконовой краски: Силиконовая краска помогает судну сэкономить большое количество топлива. Недостатки: Этот метод достаточно дорог – покрытие корпуса одного судна (например, судна Lisco Optima валовой вместимостью 25206) силиконовой краской обходится примерно в 0,3 мил евро. Судно должно всегда находиться в рабочем состоянии. В противном случае днище судна очень быстро обрастает илом или водорослями.
ПРИМЕНЕНИЕ СИЛИКОНОВЙ КРАСКИ ДЛЯ ПОКРАСКИ КОРПУСА СУДНА(2) При нахождении судна в доке его корпус должен как можно меньше подвергаться воздействию солнечных лучей, поскольку солнечные лучи также стимулируют обрастание корпуса илом и водорослями. При необходимости покрыть судно новым слоем силиконовой краски нужно удалить старый слой, т.к. в противном случае этот новый слой просто не будет держаться на корпусе судна. Удаление старого слоя производится достаточно трудно и отнимает немало времени. Расчеты показали, что, несмотря на вышеперечисленные минусы, этот метод полностью окупает все расходы, связанные с нанесением силиконовой краски на корпус судна и в конечном итоге позволяет сэкономить деньги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Несмотря на сомнения в отношении издержек при переходе на топливо с низким содержанием серы, опыт показывает, что в свете улучшения технологий, в индустрии имеются высокорентабельные решения по использованию топлива с низким содержанием серы. Усилия, предпринятые ИМО по снижению загрязнения воздуха, основаны на научной информации, поэтому претворение в жизнь положений последней редакции Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 несомненно окажет положительное влияние на атмосферу и здоровье людей, особенно тех, кто живет на побережье портовых городов и в прибрежных районах.