"Использование эпитетов и сравнений в творчестве Александра Блока" теоретик - Щукина А. исследователи - Юрчева Л., Якубинская А. оформитель - Шушпанов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литературный контекст Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье,,,» А.Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…» Презентация.
Advertisements

Средство создания образа на примере стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Урок литературы в 9 классе Учитель МОУ - СОШ 16 Воловичева Н.П.
Средства художественной выразительности Лебедева Ю.А. учитель начальных классов МОУ СОШ 56 г.Ярославль.
Александр Блок связывал свою судьбу с судьбой России, постоянно ощущал неразрывную связь с Родиной. Обостренное внимание к её судьбе определило отношение.
это изображение предмета путём сопоставления его с другим предметом. Подумайте Подумайте и найдите в двух картинках сравнение. Толкование непонятных слов.
Ты её увидишь – и забьется сердце… Сколько о березе сложено стихов! Может быть, довольно? Но куда же деться, Если песня в сердце созревает вновь? И. Светличный.
Презентация к уроку литературы в 11 классе «Своя игра» (по творчеству А.Блока) Матвеева Е.А. ГОУ ОСОШ 10 Калининского района Санкт-Петербурга.
Анализ стихотворения «Ветер принес из далека..». Александр Александрович Блок (1880 – 1921) на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно.
Арина Родионовна – няня поэта « Это была старушка чрезвычайно почтенная. Лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца »
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. А. С. Пушкин И. А. Крылов С. Есенин Ф. И. Тютчев А. Блок И другие поэты, писатели.
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Решетникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского.
Мой университет - mummi.ru «Поэтическая тетрадь» урок литературного чтения в 4 классе.
Слухоречевой праздник 3а класса Символы России. Мы расскажем вам о нашей Родине России Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной.
Тема: Серебряный век в русской поэзии. Духовный кризис или духовный подъём? Каждый день по ложке керосина О, я хочу безумно жить: Пьем отраву тусклых мелочей…
Дню матери посвящается…. Мама – слово дорогое на земле, Мама – все живое тянется к тебе,
Региональная НПК г. Новокузнецк, 2008 Пенязева Надежда, г. Новокузнецк, МОУ «Гимназия 10», 11 класс Руководитель: Тяжелкова Л.Н.,
Эпитет (греч. "приложение"), определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений.
Стилистические и жанровые особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
Александр Блок (1880 – 1921) Как памятник началу века, Там этот человек стоит. Анна Ахматова.
Транксрипт:

"Использование эпитетов и сравнений в творчестве Александра Блока" теоретик - Щукина А. исследователи - Юрчева Л., Якубинская А. оформитель - Шушпанов Г. для иллюстрации использованы работы Михаила Врубеля.

ЭПИТЕТ (от др.-греч. πίθετον «приложенное») определение при слове, влияющее на его выразительность. Эпитет слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. СРАВНЕНИЕ (лат. comparatio), как термин поэтики обозначает сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку. Сравнение часто рассматривается как особая синтаксическая форма выражения метафоры, когда последняя соединяется с выражаемым ею предметом посредством грамматической связки «как», «будто», «словно», «точно» и т. п., при чем в русском языке эти союзы могут быть опущены, а подлежащее сравнение выражено творительным падежом.

В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос. ("Двенадцать") Цветовой эпитет. Белый цвет - невинности, и он впереди, то есть жертвенность и оправдание

Важное значение приобретает эпитет – «разбойная краса», что значит яркая, своевольная красота. Разбойная красота в противоположность смиренной таит в себе намек на нечто упрямое, непокорное и вместе с тем сильное, что может выстоять в любых испытаниях. Отсюда прямое утверждение поэта, что Россия не пропадет, не сгинет, выстоит. Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! ("Россия")

Все, как было. Только странная Воцарилась тишина. И в окне твоем - туманная Только улица страшна. ("В голубой далекой спаленке") Эпитеты расположены в тексте вертикально, то есть оторвано друг от друга, то это только усиливает их конкретное звучание и придает особую глубину тексту.

Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла... ("О доблестях, о подвигах, о славе") В стихотворении встречается большое количество эпитетов: на горестной земле, заветное кольцо, проклятым роем, в сырую ночь. Нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: И звал тебя, как молодость свою..., подчеркивается в произведении такими эпитетами, как: прекрасное лицо, ты, милая, ты, нежная.

Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. ("Фабрика") Для того, чтобы передать эту ужасающую атмосферу в стихотворении автор использует многочисленные эпитеты: "окна жёлты", "задумчивые болты", "медный голос", "измученные спины".

И ты смеёшься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой, И над твоим собольим мехом Гуляет ветер голубой. ("И вновь, сверкнув из чаши винной…") Герой идеализирует любимую женщину, ей придаются неземные черты. Ассоциацию героини с небесным образом усиливает эпитет «голубой», который передает эмоциональное отношение и обозначает нечто возвышенное, заветное, прекрасное.

Она молода и прекрасна была И чистой мадонной осталась, Как зеркало речки спокойной, светла. Как сердце мое разрывалось!.. Она беззаботна, как синяя даль, Как лебедь уснувший, казалась; Кто знает, быть может, была и печаль... Как сердце мое разрывалось!.. («Она молода и прекрасна была...») Неосязаемость поэтических сравнений доступна лишь читателю, способному не просто увидеть, но почувствовать красоту в ее наиболее естественном воплощении - природе родного края. Поэт говорит о духовном свете, о неискушённости образа героини, как бы подсказывая читателю образы природных явлений – «речки спокойной», «синей дали».

Я стремлюсь к роскошной воле, Мчусь к прекрасной стороне, Где в широком чистом поле Хорошо, как в чудном сне. («Я стремлюсь к роскошной воле...») Для поэта два понятия «воля» и «сон» сливаются в один образ, насыщенный всеми красками воображаемой страны. В этом крае нет места несовершенствам, которые отягощают реальный мир автора. Напротив, образы ветра, вольно гуляющего по океану ржи, выражают стремление к свободе мышления и поступков.

Лениво и тяжко плывут облака, И лес истомленный вокруг. Дорога моя тяжела, далека, Но песня - мой спутник и друг. («Лениво и тяжко плывут облака...»). В этом стихотворении за образами облаков, леса, дальних голосов и песни сокрыты размышления поэта о своём предназначении в мире и во времени. Ему хватает сил и терпения идти своим тяжелым путём и нести в мир новые песни. Сравнение передает состояние надежды и целеустремленности.

И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен. («Незнакомка») Сравнение помогает нам прочувствовать настроение стихотворения - ощущения тоски, отчаяния, неверия и безнадежности.

Дым от костра струею сизой Струится в сумрак, в сумрак дня. Лишь бархат алый алой ризой, Лишь свет зари - покрыл меня. … Я огражу тебя оградой - Кольцом живым, кольцом из рук. И нам, как дым, струиться надо Седым туманом - в алый круг. («Дым от костра струею сизою...») В стихотворении есть активный цветовой контраст двух образов – струящегося тумана и алого бархата. Оба образа лишь символы внутреннего диалога поэта со своей возлюбленной. Свойственное всем влюблённым чувство жертвенности поэт сравнивает с живым кольцом, кольцом из рук.

Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. («Двенадцать») В данном отрывке встречается несколько метафор. Поэт жил в те времена, когда рушился капиталистический строй. Власть имущих безмолвствует, когда видит, какого уровня угроза в лице пролетариата надвигалась на Россию («Стоит безмолвный, как вопрос»). Писатель сравнивает старый мир с «псом безродным», что свидетельствует о том, что пришло революционное время, и грядут перемены, которые снесут все старое – в том числе старый строй.

Александр Александрович Блок оставил солидное поэтическое наследие, привлекающее неизменное внимание читателей. В своей работе мы исследовали особенности художественно-речевой образности лирики, а точнее использование сравнений и эпитетов в творчестве Блока. В стихотворениях поэта довольно часто встречаются эпитеты, чаще, чем сравнения. Эпитеты придают тексту яркость, художественную выразительность и образность, что немаловажно в символизме, ярким представителем которого является Александр Блок. Сравнения в свою очередь помогают кроме основного признака выявить так же ряд дополнительных, что обогащает впечатление от художественного образа.