А. И. Куприн « Олеся» Выполнила : ученица 11 класса «А» Петрик Елена Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9
В 1897 году Куприн служил в Ро-венском уезде Волынской губернии. Писателю открылись изумительная природа Полесского края и драматические судьбы его жителей. На основе увиденного он создал цикл «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся» повесть о природе и любви.
О НАЗВАНИИ ПОВЕСТИ И ЕЁ ГЕРОИНЕ Что – то таинственное слышится в сочетании звуков, но от самого слова веет добротой и нежностью. Мы ещё не знаем, как будут разворачиваться события повести, но чувствуем напевность названия, имени героини. Олеся. Худ. И. Глазунов
Повесть начинается с описания живописного уголка, где герой пробыл полгода. Он рассказывает о необщительности полесских крестьян, о следах польского владычества, об обычаях и суевериях.
Порой герою кажется, что он попал в какой-то заповедный мир, в котором время остановилось. Здесь люди верят не только в Бога, но и в чертей, леших, водяных.
Все эти зарисовки необходимы для того, чтобы ввести читателя в атмосферу полесских мест и объяснить причину негативного отношения крестьян к роману героя с «колдуньей». Пространство делится чистое - христианское и языческое, которое способно принести горе и болезни.
В произведении используется противопоставление двух миров: цивилизации и природы.
Зимний пейзаж подчеркивает отрешенность от цивилизации. Природа постепенно становится участницей событий: «Ветер бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех…» Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость, ворвавшийся в его дом» Описания природы часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного безмолвия…»
Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа, пробуждаются чувства
В последней главе – внезапный вихрь, гроза, град – предвестники разлуки и крушения любви
Высокая брюнетка лет около с лицом, которое «нельзя было позабыть, но трудно описать»:«лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз» Образ героини Автор сравнивает Олесю с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора
Мало кто знает, что колдунья – это не только ведьма, но и кудесница, волшебница, чаровница.
В чем особенность изображения героя- рассказчика? Героя описывает сама Олеся: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая. Не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».
Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича Отношения с Олесей он воспринимает как наивную, очаровательную сказку, ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе… Его любовь постепенно убывает… Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на белошвейках, на горничных… и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других?»
Как меняется Олеся? Ее любовь становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать ведьму
Какой цвет сопровождает образ Олеси? «Красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега» (в первой встрече); Красный кашемировый платок; Нитка дешевых красных бус – единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви» (в последнем эпизоде)
Почему счастье героев оказалось таким коротким? Олеся, владеющая даром предвидения, осознает неизбежность конца короткого счастья. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение. Тема «волшебной любви» сменяется темой недостижимости счастья.