Материал подготовила учитель МОУ «НОШ 23» Мингалева Светлана Владимировна
«Фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
Пословицы и поговорки (дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.) Потешки и скороговорки (богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.)
Загадка (развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".) Колыбельные песни– спутник детства. (обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом)
Материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". могут быть использованы для - развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, -для формирования правильного произношения звуков речи, -для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, -для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Дикционные упражнения
Комплексная методика применения форм работы Песенная лирика Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми.
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.
Русский героический эпос Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. (В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский полон.) Исторические песни Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое значение.
Сказка как фольклорный жанр Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их герои – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Внутренняя активностьжизнь вместе с героем как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом. Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в тексте, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
Рассказывать (читать) сказку надо неоднократно. Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их: - можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра). - интерес можно возбудить присказкой.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально- нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.