Подготовила: ученица 5 «Б» класса Лютикова Виолетта. Научный руководитель: Коробова Р.Н. (учитель рисования). МОРШАНСК 2011
Цель: продолжать работу над внедрением творческого подхода к познанию народного искусства. Задачи: Познакомиться с видами декоративного искусства, историей их возникновения и развития Освоить различные виды и приемы декоративного народного творчества Сохранить интерес к народному творчеству Выражать бережное отношение к предметам старины
Этапы выполнения проекта : Подготовительный. Сбор необходимой информации (история создания данного вида народного творчества, стихи, потешки) Творческий. Знакомство с творчеством мастеров, украшение бумажных силуэтов, выполнение творческих работ – плоскорельефных и объемных композиций, участие в конкурсах.
Матрешка- одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране
Самая первая игрушка- матрешка родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде(Загорске) в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Это был добродушный старик, внутри которого помещалась вся его семья. Игрушка понравилась нашим художникам, и они решили сделать такую же для русских детей. Появилась матрёшка в России Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).
Это розовощекая девочка, с льняными волосами, в сарафане, переднике, в платке с цветами. Она была ярко раскрашена. Внутри игрушки находилось еще семь фигурок- три девочки, мальчик с дудочкой, девочка с миской, девочка с малышом на руках, а восьмая фигура сплетенного младенца.
Почему оригинальную деревянную куклу назвали матрёшкой ? Точно не известно. Может потому, что имя Матрена было наиболее распространенным на Руси. Сегодня матрешку знают во всем мире. Дарят ее на память о нашей стране. Стала она русским сувениром.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу неразборную делают первой. Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом он повторяет процесс, делая немного бо́льшую куклу, в которую войдут две предыдущие. Количество кукол колеблется от 2 до 60. Когда готова каждая кукла, её покрывают масляным лаком, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. В качестве красок используется водянистая гуашь.
Русская матрешка нравилась мне с раннего детства. Я долго могла любоваться ею, держа в руках деревянную куклу. Ее я могла разобрать на части и на моем столе появлялись куклы разных размеров. Глядя на них, у меня появлялось желание нарисовать их.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах Н а столе у нас живут В сех матрешками зовут.
Захотелось мне матрешку в полный рост нарисовать - есть ли ножки у матрешки, не могу никак понять.
Источники информации Алексахин Н.Н. Матрешка.- М. Народное образование, 1998 Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М. Просвещение, 1991 Орлова Л.В. Знакомство с хохломской росписью.- М. Просвещение, 1991 Соломенникова О.А. Радость творчества. – М. Просвещение, 2001 Шпикалова Т.Я. Основа народного и декоративного искусства. Альбом. – М. Просвещение, 1993