Речевая готовность ребёнка к школьному обучению Подготовили: учителя-логопеды МБДОУ ДС 26 «Жемчужинка» Иванова Татьяна Николаевна Зезюлина Светлана Владимировна
Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению сформированность звукопроизношения готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования сформированность грамматического строя речи сформированность связной речи
Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу: умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова. умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э] ) умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К] умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К], [И], [Т] - КИТ
умение делить слова на слоги и определять ударный слог, например, в слове КУ-БИ-КИ три слога, первый слог - ударный умение составлять слова из 2-3 слогов, например: первый слог КИ, второй слог НО - КИНО умение различать понятия «звук», «буква», «слог»: звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем, слог – это часть слова. Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
Сформированность звукопроизношения У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С], [З], [З], [Ц] шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] cонорных [Л], [Л], [Р], [Р]
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования: умение образовывать слова с уменьшительно- ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА - ГОЛОВУШКА умение образовывать относительные прилагательные ( СНЕГ – СНЕЖНЫЙ ) и притяжательные прилагательные ( ЛИСА – ЛИСИЙ ) от существительных умение образовывать приставочные глаголы например : ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования: умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам
Сформированность грамматического строя речи умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке. (4 слова) умение различать понятия «слово», «предложение»
Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами: умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок умение составлять рассказ по сюжетной картине умение составлять рассказ-описание предмета
Благодарим за внимание !