Проектный урок в 3 «А» классе ГОУ средней школы 1151 Зеленоградского округа г. Москвы. Тема проекта: «Хлеб – всему голова».
Цели и задачи: -расширить у детей знания и представления о злаковых растениях; -воспитывать бережное отношение к хлебу; -воспитывать уважительное отношение к людям сельскохозяйственного труда; -учить пользоваться дополнительной литературой; -формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Продолжительность (планируемая по проекту в целом): весь проект длится неделю. Предметные области, затронутые на этих уроках: природоведение, литературное чтение.
Ресурсы: Оборудование: плакаты с изображением злаковых растений, детские рисунки, книги о хлебе (энциклопедии, сборники загадок, рассказы и сказки), диафильмы «Сельскохозяйственные машины», «Как хлеб к нам на стол пришёл?», диапроектор.
Участники проекта: учащиеся 3 «А», учитель начальных классов Голубева С.В. Организация деятельности: индивидуальная, фронтальная виды работ.
Раздаточный материал: кисти, краски, бумага для рисования, фломастеры, вырезки из журналов, ножницы, клей.
Система оценивания: конкурсы, выставки, представления творческих работ и их обсуждения.
Аннотация: Дети многое узнали о труде хлеборобов, посмотрев диафильмы. Смогли наблюдать весь процесс созревания злаков – от посеянного зерна до нового урожая. Узнали об уходе за растениями вплоть до жатвы.
Узнали, сколько людей потрудились над созданием золотистой тёплой булочки.
Ребята узнали о том, какой путь проходит хлеб после того, как его увозят с поля.
К урокам природоведения и чтения подобрали художественную литературу о сельскохозяйственном труде.
Подобрали иллюстрации по теме.
Узнали, что во многих странах есть музеи хлеба. В цюрихском музее, например, выставлен хлеб, возраст которого – 6000 лет. В городском музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад.
На уроках дети прочитали стихи о хлебе и хлеборобах; на альбомном листе нарисовали колосья пшеницы, нарисовали хлебобулочные изделия; прочитали загадки по теме.
В тетрадь по чтению записали пословицы: Кто работать ленится, у того хлеб не родится. Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок. Хлеб – всему голова. Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол – доска.
Прочитали сказки: «Колосок» (Украинскую народную сказку), «О девочке, которая наступила на хлеб» (Г.-Х. Андерсена), «Сказку про чудесное зёрнышко» (Л.Кузьмина).
Поупражнялись в умении формулировать вопросы: «Почему нельзя ходить по хлебному полю?», «Сколько людей трудятся, чтобы у всех был на столах хлеб?», «Почему нельзя бросать хлеб?», «Что можно сделать, если хлеб стал чёрствым?».
Воспользовавшись энциклопедией, написали доклады на тему: «Хлеб – всему голова». Провели конкурс на лучшую работу.
Выводы учителя: В работе с детьми использовались разные средства и методы: этические беседы на основе прочитанных художественных произведений, впечатлений, полученных в ходе наблюдений; демонстрация диафильмов, рассматривание картин; обращение к опыту ребёнка. Полезная работа для повышения самооценки учащихся, активизирует желание к поисковой и познавательной деятельности, учит детей рассуждать, уважать мнение товарищей.