«О формировании федеральной контрактной системы»
2 Задачи федеральной контрактной системы ФКС – это система норм и правил, регулирующая отношения в области закупок для государственных и муниципальных нужд. Регулирование всего цикла закупок: планирование, размещение заказа, исполнение контрактов, приемка и аудит заключенных контрактов. Фокус на результате закупок Повышение уровня информационной открытости госзаказа и усиление общественного контроля Профессионализация сферы госзакупок и введение персональной и публичной ответственности заказчика. Ключевые решения ФКС
3 Планирование государственных закупок В ФКС вводится обязательный этап прогнозирования и планирования государственных и муниципальных закупок, состоящий из 3 блоков: Прогнозирование нужд на долгосрочный период Формирование планов обеспечения нужд на очередной год и плановый период Формирование планов-графиков закупок на очередной год Планирование закупок становится публичным, общественный и профессиональный контроль может опротестовывать неадекватные закупки заказчика уже на стадии планирования Заказчики обязаны обосновывать в планах саму нужду, начальную стоимость заказа и выбор процедуры размещения Ключевые аспекты планирования
4 Осуществление закупок Принципиальные новации ФКС для стадии осуществления закупок– существенное расширение перечня процедур, большая свобода заказчика, ориентация процедуры не только на прозрачность и конкурентность, но и на достижение оптимального результата с точки зрения удовлетворения государственной нужды. ФКС предполагает 9 способов размещения заказа: Открытый конкурс – основной способ в ФКС Закрытый конкурс Конкурс с ограниченным участием Двухэтапный конкурс Электронный аукцион Запрос котировок Запрос предложений Конкурентные переговоры Из единственного источника
5 Исполнение контракта ФКС предполагает повышение персональной ответственности заказчика за результат исполнения контракта и наделяет заказчика большими полномочиями в отношениях с исполнителем ФКС представляет возможность антидемпингового механизма – 25 % от начальной (максимальной) цены Предусмотрено право заказчика на изменение условий контракта в случаях: возможности снижения цены без изменения других условий контракта, изменение объемов работ с соответствующим изменением стоимости по предложению заказчика, но не более, чем на 10% цены контракта, уменьшения доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств, невозможности по объективным причинам исполнить контракт на первоначальным условиях (по согласованию с надзорным органом) применение формулы цены
6 Исполнение контракта (продолжение) Предусмотрено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке, в случае нарушения существенных условий контракта и отсутствия возможности устранить нарушения в разумные сроки Возможность расторжения или изменения контракта должна быть предусмотрена контрактом Информация об изменении или расторжении контракта публикуется в информационной системе ФКС. Расторжение контракта по инициативе надзорного органа
7 Контрактная служба заказчика ФКС качественно меняет подход к работе государственного заказчика на стадии реализации контракта: Заказчик должен осуществлять содержательное сопровождение и контроль за ходом исполнения контракта, приемку результатов контракта и его завершение ФКС вводит институт контрактной службы заказчика и контрактных офицеров – профессиональных управляющих контрактом Контрактная служба заказчика связана не только служебными, но и публичными обязательствами В информационной системе указывается контрактный офицер, персонально отвечающий за конкретный заказ Контрактный офицер принимает решения и публично обосновывает свои действия в рамках управления контрактом, имеет право инициировать одностороннее расторжение или изменение условий контракта.
8 Аудит в контрактной системе Аудит – одна из принципиальных новаций ФКС. Это содержательный анализ результатов контракта. Аудит включает в себя проверку: обоснованности потребностей, включенных заказчиком в планы обоснованности выбора процедуры осуществления закупок и соблюдения процедур заказчиком деятельности заказчика по управлению контрактом соответствия полученных результатов заявленной нужде законности движения бюджетных средств, связанных с оплатой контракта Аудиторские проверки проводятся в форме комплексных (не чаще 1 раза в год) и тематических (не чаще 1 раза в месяц). Тематические проверки могут проводиться на всех стадиях размещения заказа, основанием для них могут быть обращения физических и юридических лиц, госорганов и органов местного самоуправления.
9 Схема работы ФКС Управление контрактными рисками Профессиональный содержательный контроль исполнения Исполнение контракта + 8 процедур, применимых с ограничениями Основная процедура – открытый конкурс Осуществление закупок Точный годовой план заказов Определение начальной цены и процедуры Определение нужды Планирование Проверка обоснованности решений заказчика на всех стадиях Проверка соответствия результатов заявленной потребности Аудит Общественный контроль учет результатов