Преподаватель Жучая Ирина Митрофановна учитель изобразительного искусства МОУ прогимназии 208 «Веста» Презентация к уроку МБУ прогимназия 208 «Веста» Самарской области города Тольятти «Ребята и зверята»»
2 Представление проекта урока «Ребята и зверята»
Развитие воображения и творчества, формирование графических умений и навыков. Ознакомление с характерной формой животных, сидящих боком. Определение пропорций и соотношения частей. Подбор цветовых отношений. Композиционное размещение изображения на листе бумаги. Закрепление навыков работы кистью. Развивающая цель: Развитие фантазии на основе реальности, наблюдательности и активного внимания, зрительной памяти и аккуратности. Развитие интереса к изобразительному искусству через беседу об анималистическом жанре, оживление учебного процесса через ролевые игры. Воспитательная цель : Воспитание любви и бережного отношения к животным, целеустремлённости и чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки.
Ход урока: Орг. момент: Ну – ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Для разминки нужно нам все расставить по местам. Внимание! Проверьте и расположите на парте принадлежности в указанном порядке.
Игровая ситуация Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в страну под названием - Рисование! А вот что мы будем рисовать в этой стране пока еще не знает никто. А помогут узнать тему урока – ЗАГАДКИ !
Я умею часто мыться Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с чистым молочком! Это что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы? Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек Промелькнул, как огонек?
Рассмотрите рисунки животных Вопрос: Как вы считаете, чем они похожи между собой? На какую цифру похоже туловище с головой любого животного? ? ?
Животные похожи между собой тем, что у них одинаковые голова и туловище - голова это круг, а туловище – овал. Туловище с головой любого животного похоже на цифру восемь.
Чем изображения похожи между собой. Чем изображения отличаются друг от друга.
Изображения похожи между собой тем, что у них одинаковые голова и туловище - голова это круг, а туловище – овал. Туловище с головой любого в обоих случаях похожи на цифру восемь. Изображения отличаются друг от друга тем, что в положении животного, сидящего прямо на зрителя, восьмерка располагается прямо, а в положении животного, сидящего на зрителя боком, восьмерка располагается под наклоном.
Рассмотрите репродукции животных.
Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен
Жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве, называется - анималистический жанр.
Многие художники любили писать животных, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Животных изображали карандашом, красками, углем такие знаменитые русские художники, как И.Репин, В.Суриков, В.Серов, и др. А некоторые все свое творчество посвятили изображению животных – такие, как В.Ватагин.
Этапы выполнения изображения животного: 1.Определяем точками – помощниками величину изображения животного. Для этого от нижнего края листа отступаем расстояние на величину одной ладони и ставим точку. Расстояние от нижнего края листа до точки начала изображения больше, чем от верхнего края листа до точки окончания изображения рисунка животного.
Внизу всегда оставляется расстояние до изображения больше, чем сверху, так как это «вход» в работу и внизу можно еще что – либо нарисовать. У животного, сидящего боком, средняя линия животного рисуется под наклоном.
2. Делим отрезок, определяем величину головы и туловища
из средней точки – вверх и вниз; из нижней точки – вверх; из верхней точки – вниз; соединяем их между собой и в результате получаем круг и овал - цифру восемь. 3. Из полученных точек проводим дуги – ладошки
4. Приглаживаем, как бы пластилином, овал с кругом
Для этого: На нижней линии выполняем лист - каплю, это задняя лапа. Опускаем линию, которой мы приглаживали голову с туловищем, вниз до пересечения с нижней горизонтальной линией – это элемент передней лапы. 5. Следующий этап – это выполнение рисунка лап животного
Полученную каплю – листик соединяем крючком со средней линией животного. Получаем толщину задней лапы. От средней линии животного проводим линию, параллельную линии передней лапы животного. Получаем толщину передней лапы животного. 6. Следующий этап – это определение толщины лап животного. Для этого
Полученную каплю – листик соединяем крючком со средней линией животного. Получаем толщину задней лапы. От средней линии животного проводим линию, параллельную линии передней лапы животного. Получаем толщину передней лапы животного. Толщину передней лапы животного соединяем между собой овалом – кулачком. 7. Следующий этап – это определение толщины лап животного. Для этого Мы получили схему изображения любого животного, сидящего прямо на нас! !
Запомните следующее правило: Рисунок любого животного, сидящего боком, выполняется с определения пропорций туловища (цифры восемь), а для этого необходимо определить наклон животного. Для выполнения различных животных просим на помощь характерные детали: уши, хвост, нос.
Проводим две перпендикулярные прямые. На полученных линиях, от середины, проводим на равных расстояниях дуги. Соединяем полученные дуги между собой. Мы получили окружность. 8. Следующий этап – это выполнение лица животного. Для этого
Закройте верхнюю часть окружности. В нижней части окружности, на середине, выполняем нос – овал. От носа – овала выполняем галочку и получаем рот животного. Следующий этап
Закройте нижнюю часть окружности. Верхнюю часть окружности разделите пополам и проведите горизонтальную линию. Полученную горизонтальную линию разделите от середины пополам и из каждой точки проводим вертикальные линии вверх. На пересечении линий рисуем глаза. Следующий этап
Это выполнение характерных деталей животного. Выполняем уши и хвост. 9. Следующий этап –заключительный. Для этого На продолжении вертикальных линий выполняем уши – листики. Мы получили схему изображения любого животного, сидящего боком!
Выберите для работы формат (горизонтальный или вертикальный). Работа ведется без применения карандаша, сразу кистью (охрой, так как ее легче исправить). Ваши персонажи могут быть мальчиками и девочками; принцами и принцессами. Действие может происходить зимой или летом, осенью или весной; утром или вечером. Выбор за вами!
Поэтому наши персонажи, вначале выполняются одним локальным цветом, без деталей. Только не забывайте, что вначале мы попадаем в царство цветных теней! Детали – нос, рот, глаза, усы, выполняются лишь после того, как вся работа будет взята в цвете.
Алгоритм выполнения работы 1.Правильно выбери для своей композиции формат листа – вертикальный или горизонтальный. 2.Не приступай к работе в цвете, пока не наметишь всю композицию в целом. 3.Если работаешь сразу красками или пастелью, то в таком случае выполняй эскиз таким цветом, который легко исправить: ели это гуашь – желтым цветом или охрой; если это пастель, то в таком случае используй телесный цвет. 4.При работе карандашом не нажимай на него, веди эскиз легко. Если будешь нажимать на него, то можешь поломать грифель карандаша или останется сильный след на листе бумаги, который просто останется на нем при исправлении недочетов. 5.После того, как вся композиция продумана и нарисована на бумаге, организуй всю работу в целом в цвете, не прорабатывая деталей.
Памятка Когда вся работа выполнена в цвете, посмотри внимательно на свою композицию и проверь можно ли еще что – то добавить в работу или нет, ведь закон композиции гласит: если в работу можно что – то добавить и работа от этого только будет выглядеть лучше – то это недочет в работе. И наоборот, если работа перегружена деталями, и если из работы можно убрать что – либо без видимого ущерба для нее, это тоже недочет. Желательно работу выполнять на заранее затонированном цветом листе бумаги, это облегчит вам ведение работы. Не забудь, что изображение предмета не рисуется в край листа. Оставляй в работу так называемый «вход» не менее трех пальцев от края листа. В этом месте впоследствии мы можем еще что – то добавить из деталей. ! ! !
Я увидел что… Мне понравились работы за то, что… Зверята получились…. Юные художники в выполнение фигуры животного использовали… Рассмотрите представленные композиции и, по своему выбору, закончите любую фразу
Закончите начало предложения Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задание… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Я смог… Я попробую…
Дома поискать в открытках, репродукциях изображения различных животных. Присмотреться к животным, их состояниям. Попробовать нарисовать их, используя схему изображения животных.
собственные разработки: «Алгоритма построения животного, сидящего боком на зрителя», «Алгоритма построения «лица» животного», изображения животных – белки, зайца, кошки. Презентацию подготовила Жучая Ирина Митрофановна
Учитель изобразительного искусства МБУ проогимназии 2 08 «Веста», Самарской области г.Тольятти, 2011 г.