Cостояния угрожающие безопасности полётов Ежегодно в России «отказы здоровья» в виде острого инфаркта миокарда, стенокардии, пароксизмального нарушения сердечного ритма, внутреннего кровотечения, острого психоза, эпилептического припадка наблюдаются у 0,17-0,18%, а летальные исходы регистрируются у 0,04-0,075 лиц лётного состава. Причиной смерти в 60-65% случаев были острые сердечно-сосудистые заболевания. Ежегодно в России «отказы здоровья» в виде острого инфаркта миокарда, стенокардии, пароксизмального нарушения сердечного ритма, внутреннего кровотечения, острого психоза, эпилептического припадка наблюдаются у 0,17-0,18%, а летальные исходы регистрируются у 0,04-0,075 лиц лётного состава. Причиной смерти в 60-65% случаев были острые сердечно-сосудистые заболевания.
. Доля признанных негодными по неврологическим и психическим заболеваниям от общего числа ( гг). 1 – 4810 (100%) –признаны негодными всего. 2 – 860 (17,8%) – признаны негодными по нервным и психическим болезням
Признаны негодными по нервно- психическим заболеваниям (2011)
осложнения поражений цереброваскулярных сосудов: Развитие геморрагических или ишемических инсультов, представляющих угрозу безопасности полётов (острое состояние) Развитие геморрагических или ишемических инсультов, представляющих угрозу безопасности полётов (острое состояние) Развитие хронической цереброваскулярной недостаточности, проявляющейся когнитивным снижением, нарушением моторики и так далее.
Состояния угрожающие безопасности полётов
Тенденции из числа причин дисквалификации по нервным и психическим болезням преобладает патология сосудистых поражений головного мозга – 81,2%-75,8% (данные 2009; 2011г.), на втором месте острые психозы и эписиндромы. из числа причин дисквалификации по нервным и психическим болезням преобладает патология сосудистых поражений головного мозга – 81,2%-75,8% (данные 2009; 2011г.), на втором месте острые психозы и эписиндромы.
Среди лиц лётных профессий РФ Число наблюдений с сосудистыми поражениями головного мозга составило чел. в год и приблизительную распространённость Число наблюдений с сосудистыми поражениями головного мозга составило чел. в год и приблизительную распространённость - 0,216 на 1000 ( в возрасте до 54 лет). - 0,216 на 1000 ( в возрасте до 54 лет). Эти цифры значительно ниже, чем в общей популяции населения.
Анализ результатов обследований лиц старше 55 лет прошедших диагностику на базе отделения экспертизы в плановом порядке (включено в обработку более 300 человек)показал:
В число обследованных Командиры воздушных судов- 55,8% Командиры воздушных судов- 55,8% Штурманы - 13,95% Штурманы - 13,95% Бортмеханики - 13,95% Бортмеханики - 13,95% Пилоты-инструкторы - 4,65% Пилоты-инструкторы - 4,65% Лётчики-испытатели - 2,32% Лётчики-испытатели - 2,32% Общее лётное время авиационных специалистов час
Выявленные факторы риска ЦВЗ у пилотов ГА старше 55 лет (%)
Нарушение липидного обмена у ЛС Повышение общего холестерина – 60% Повышение холестерина низкой плотности 37,3% Снижение холестерина высокой плотности 8% Гипертриглицеридемия 3,8% Повышение фактора атерогенности 12%
Данные УЗИ МАГ Параметры УЗИ МАГ (усредненные) 55 лет 58 лет Уплотнение КИМ 37,5%83,1% Толщина КИМ, мм 0,92±0,12 1,13±2,1 * Частота стенозов МАГ Частота стенозов МАГ16,3% 37,21% * Локализация стенозов МАГ/степень стеноза: - правая ОСА - левая ОСА - правая ПКА - ЛВСА - ПВСА 71,4% / 15-20% 28,5% / 20-30% 28,7% / 20-23% 00 62,5% / 15-20% 37,5% / 20-35% 31,25% / 20-25% 12,5% / 20-35% 6,75% / 35% Диаметр позвоночных артерий, мм: Диаметр позвоночных артерий, мм: - ППА - ЛПА 3,13±0,223,73±0,256 3,58±0,17 * 3,83±1,9 *
Следует обращать внимание: На клинические случаи, где имеется сочетание атеросклеротического поражения магистральных артерий головы и гипертонической болезни, что в разы увеличивает риск осложнений, в том числе состояний, угрожающих безопасности полётов. На клинические случаи, где имеется сочетание атеросклеротического поражения магистральных артерий головы и гипертонической болезни, что в разы увеличивает риск осложнений, в том числе состояний, угрожающих безопасности полётов.
Выявленные факторы риска ЦВЗ у пилотов ГА старше 55 лет (%)
Назначение статинов: Согласно ФАП мы не имеем права назначать препараты при активной лётной деятельности. В этих случаях мы неоднократно пользовались правом использования лечебно-оздоровительных мероприятий с отстранением от полётов. Согласно ФАП мы не имеем права назначать препараты при активной лётной деятельности. В этих случаях мы неоднократно пользовались правом использования лечебно-оздоровительных мероприятий с отстранением от полётов. Согласно рекомендациям зарубежных специалистов (JAA Manual of Civil Aviation Medicine,2005) при дислипидемии разрешены к использованию водорастворимые препараты, как провастатин и не рекомендованы жирорастворимые статины, как симвастатин, которые могут вызвать снотворный эффект и обладают более грубым гепатотоксическим воздействием Согласно рекомендациям зарубежных специалистов (JAA Manual of Civil Aviation Medicine,2005) при дислипидемии разрешены к использованию водорастворимые препараты, как провастатин и не рекомендованы жирорастворимые статины, как симвастатин, которые могут вызвать снотворный эффект и обладают более грубым гепатотоксическим воздействием
Врачебно-лётная экспертиза при осложнённом течении ЦВЗ (>55) По экспертной оценке не допущены к работе 8% от числа лиц с диагносцированной сосудистой патологией. По экспертной оценке не допущены к работе 8% от числа лиц с диагносцированной сосудистой патологией. Негодными признаны 42,7% лиц с осложнёнными ЦВЗ (62,5% по ст 6.1; 37,5% по ст. 6.2). Негодными признаны 42,7% лиц с осложнёнными ЦВЗ (62,5% по ст 6.1; 37,5% по ст. 6.2). Остальным рекомендованы лечебно- оздоровительные мероприятия. Остальным рекомендованы лечебно- оздоровительные мероприятия.
Профилактика инсультов (рекомендации ВОЗ) Массовая стратегия заключается в достижении позитивных изменений у каждого человека в общей популяции путём воздействия на модифицируемые факторы риска. Массовая стратегия заключается в достижении позитивных изменений у каждого человека в общей популяции путём воздействия на модифицируемые факторы риска.
Спасибо за внимание!