ЭФФЕКТЫ БОС-АЛЬФА-ТРЕНИНГА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Научный семинар НУГ когнитивной психофизиологии Докладчик: стажер-исследователь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С., стажер-исследователь Лаборатории когнитивной психофизиологии.
Advertisements

СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И СЛУХОВЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Безсонова В. Е. Научно - учебная группа когнитивной психофизиологии НИУ ВШЭ.
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа.
Связь факторов темперамента со способностью к концентрации внимания Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Иркутский государственный медицинский университет Кафедра факультетской терапии Променашева Т.Е. 6 курс лечебный ф-т Психические и соматические связи при.
Электроэнцефалография Тема 4. История ЭЭГ Ханс Бергер Электроэнцефалография - метод прямого отображения функциональной активности центральной нервной.
The Theory of Event Coding: интеграция признаков и файлы событий Осокина Евгения, стажер - исследователь НУГ когнитивной психофизиологии.
Психология физической культуры. Объектом, управления в спортивной тренировке является поведение спортсмена и его состояние. Целью управления тренировочным.
P300 КАК ИНДИКАТОР ВНИМАНИЯ Л.Б.Окнина, Н.Л. Нечаева, Е.В. Кутакова, Е.В.Ениколопова, М.В.Коротаева, П.Е.Волынский Институт Высшей Нервной Деятельности.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД И В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА. Шуканова А., Некрашевич О
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Полиграфия включает в себя одновременную регистрацию от испытуемого нескольких физиологических параметров, в том числе: ЭЭГ – электроэнцефалограмма (возможно.
Слово «мониторинг» (от латинского «monitor») в переводе означает напоминающий или предостерегающий.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Полет на Марс – Что ждет добровольцев?. Первый космический психолог Федор Дмитриевич Горбов, один из всех психологов, кто не побоялся дать гарантии, что.
Вызванные потенциалы (ВП) головного мозга человека.
Изучение физиологических механизмов эмоций, оцениваемых на разных уровнях субъективного отражения и новые основания для их классификации. Горбунов И.А.
Транксрипт:

ЭФФЕКТЫ БОС-АЛЬФА-ТРЕНИНГА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Научный семинар НУГ когнитивной психофизиологии Докладчик: стажер-исследователь НУГ когнитивной психофизиологии Е.С. Осокина

Саморегуляция – «целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемое путем специально организованной активности» [Леонова, Кузнецова, 2007, С. 56]

Биологическая обратная связь (БОС) – это «нефармакологический метод лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации» [Цит. по Иващенко, 2001, С. 67]

БОС – «физиологическое зеркало» Восприятие обычно не воспринимаемой информации о функционировании организма Осознание факторов, способствующих изменению вегетативных функций Выработка индивидуальной тактики изменения вегетативных функций Формирование навыка саморегуляции

Протокол БОС-тренинга – совокупность условий, регламентирующих проведение тренинга саморегуляции Протоколы БОС-тренинга BiofeedbackNeurofeedback

Альфа-тренинг – протокол БОС-тренинга, направленный на обучение увеличению мощности или амплитуды альфа-ритма Альфа-ритм: Частота 8-13 Гц Амплитуда до 100 мкВ «Ритм покоя» Отличительная особенность – «Бергер-эффект»

Сферы применения альфа-тренинга: Обучение релаксации Стресс-менеджмент Улучшение общего самочувствия Терапия психосоматических, невротических, депрессивных нарушений Достижение оптимального функционирования

Оптимальное функционирование (peak performance): Готовность к действию Сочетание спокойствия и сосредоточенности Высокий уровень работоспособности Эффективность выполнения сенсомоторных и когнитивных задач Альфа-тренинг для оптимального функционирования: Функция альфа-ритма – обеспечение готовности реагирования Тренируемый альфа-диапазон ИАЧ + 2 Гц (верхний альфа-ритм)

Альфа-тренинг и оптимизация когнитивных процессов: Пространственное мышление Семантическая память Креативность Внимание

Вызванные потенциалы (ВП) – электрофизиологические корреляты процессов обработки информации, представляющие собой полученный путем когерентного усреднения суммарный ответ мозга на экзогенное событие (многократное предъявление внешнего стимула зрительной, слуховой или тактильной модальности) [Наатанен, 1998]

Определение эффектов альфа-тренинга: 1. Непосредственная оценка показателей альфа-активности 2. Оценка поведенческих и физиологических показателей при выполнении различных задач

Темперамент – совокупность биологически детерминированных относительно неизменных в течение жизни индивидуальных особенностей, проявляющихся в динамических, интенсивностных и временных показателях поведения и психической деятельности [Айзенк, 1999; Русалов, 2002; Стреляу и др., 2005] Критерии темперамента: Определяет динамику деятельности Опирается на биологические подструктуры организма Связан с генотипом Стабилен в онтогенезе Кросс-ситуативен [Стреляу, 2005]

«Большая Пятерка» личностных черт («Big Five»): Нейротизм (Neuroticism) Экстраверсия (Extraversion) Открытость опыту (Openness to experience) Сотрудничество (Agreeableness) Добросовестность (Consciousness) Факторы «Большой Пятерки» как параметры темперамента: Генетическая обусловленность Связь с физиологическими особенностями Диспозиционная функция

1. Какова эффективность альфа-тренинга при различной выраженности факторов «Большой пятерки»? 2. Каково влияние альфа-тренинга на когнитивные процессы и их электрофизиологические корреляты при различной выраженности факторов «Большой пятерки»?

ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕШНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ АЛЬФА-ТРЕНИНГА ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Цель исследования: выявить зависимость успешности прохождения альфа- тренинга (по критерию изменения мощности альфа-ритма) от индивидуальных особенностей испытуемых Выборка исследования: 14 испытуемых Возраст – года Студенты высших учебных заведений Методы исследования: Психодиагностическое тестирование: опросник NEO-FFI Альфа-тренинг

БОС-альфа-тренинг Тренинг = 5 сеансов Сеанс = 1 минта записи с закрытыми глазами + 6 сессий Сессия = з минуты Управляемый параметр – сигнал ЭЭГ от отведения Pz Задача – повысить мощность альфа-ритма в индивидуальном альфа-диапазоне в затылочных областях коры головного мозга при закрытых глазах Повышение мощности альфа-ритма

Тренируемый диапазон – максимальная частота альфа пика + 2 Гц Контроль за артефактами – ЭМГ от мышц лба

Обработка результатов: 1. Вычисление средней мощности альфа-ритма по каждой минуте тренинга 2. Усреднение средней мощности альфа-ритма в первых 3 сессиях каждого сеанса 3. Вычисление коэффициента линейной регрессии по показателям всех 5 сеансов 4. Вычисление корреляций между коэффициентом линейной регрессии и баллам по шкалам опросника

Диаграммы рассеяния и линейная аппроксимация, показывающие связи показателя успешности прохождения альфа-тренинга (коэффициента регрессии) с баллами по шкале Экстраверсии опросника NEO-FFI R = –0.84, p < 0.001

Шкала Экстраверсии опросника NEO-FFI: Сердечность Общительность Настойчивость Активность Поиск возбуждения Позитивные эмоции Возможная интерпретация: Дискомфорт в ситуации тренинга при высоких баллах Отсутствие интереса к задаче при высоких баллах

Диаграммы рассеяния и линейная аппроксимация, показывающие связи показателя успешности прохождения альфа-тренинга (коэффициента регрессии) с баллами по шкале Нейротизма опросника NEO-FFI во всей группе испытуемых R = 0.24, p = 0.4

Диаграммы рассеяния и линейная аппроксимация, показывающие связи показателя успешности прохождения альфа-тренинга (коэффициента регрессии) с баллами по шкале Нейротизма опросника NEO-FFI в подгруппе с низким уровнем Нейротизма R = 0.63, p = 0.049

Диаграммы рассеяния и линейная аппроксимация, показывающие связи показателя успешности прохождения альфа-тренинга (коэффициента регрессии) с баллами по шкале Нейротизма опросника NEO-FFI в подгруппе с высоким уровнем Нейротизма R = –0.70, p = 0.035

Шкала Нейротизма опросника NEO-FFI: Тревожность Враждебность Депрессия Рефлексия Импульсивность Ранимость Возможная интерпретация: Отсутствие потребности в тренинге при низких баллах Склонность к внутренней работе при высоких баллах Психологические проблемы или риск их возникновения при максимальных баллах

По критерию увеличения мощности альфа-ритма альфа-тренинг наиболее эффективен: 1. Для людей с низкими баллами по шкале Экстраверсии опросника NEO-FFI 2. Для людей с высокими баллами по шкале Нейротизма опросника NEO-FFI (за исключением максимально высоких баллов по шкале Нейротизма)

ВЛИЯНИЕ АЛЬФА-ТРЕНИНГА НА ЭЛЕКТРОФИЗИОЛГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПРОЦЕССОВ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Цель исследования: выявить влияние альфа-тренинга на характеристики N1 и Р2 при выполнении задачи на непрерывное слуховое внимание с бинарным выбором ответа в зависимости от индивидуальных особенностей испытуемых Отличия исследования от опубликованных работ по данной проблеме: 1. Применяемый БОС-протокол 2. Характеристики выборки 3. Сложность задачи 4. Компоненты ВП, отражающие ранние этапы обработки информации 5. Учет индивидуальных особенностей

Оцениваемые параметры ВП: N1: первичная селекция релевантной информации для дальнейшей когнитивной обработки P2: опознаванием стимула, формированием его когнитивной репрезентации и началом процесса классификации Выборка исследования: 24 испытуемых Возраст – лет Студенты высших учебных заведений Экспериментальная и контрольная группы Методы исследования: Психодиагностическое тестирование: опросник NEO-FFI Экспериментальная задача на непрерывное слуховое внимание с бинарным выбором ответа Альфа-тренинг

Регистрация ВП при выполнении задачи на селективное слуховое внимание ЧистыйЗашумленный ВысокийЛевая кнопка Правая кнопка НизкийПравая кнопка Левая кнопка 4 типа стимулов: 800 Гц / 2000 Гц наличие «шума» Серия = 100 стимулов 5 серий Регистрация ЭЭГ Верный ответ

Контрольная группа: Экспериментальная группа:

Расчет ВП: выделение N1 и Р2 N1: негативный пик ВП во временном диапазоне мс после предъявления стимула P2: позитивный пик ВП во временном диапазоне мс после предъявления стимула, следующий за N1 Статистический анализ: Общая линейная модель с повторными измерениями Факторы: Группа (экспериментальная / контрольная) Отведение (Fz, Cz, Pz) Эксперимент (первый / повторный) Серия (серии 1 – 5) Ковариаты: Баллы по шкалам опросника NEO-FFI

Различия амплитуды P2 в экспериментах 1 и 2 в зависимости от баллов по шкале Сотрудничества опросника NEO-FFI (а) – экспериментальная группа, (б) – контрольная группа I – низкие баллы по шкале Сотрудничества, II – высокие баллы по шкале Сотрудничества

Шкала Сотрудничества по опроснику NEO-FFI: Доверие Честность Альтруизм Уступчивость Скромность Чуткость Возможная интерпретация: Различия на этапе опознавания стимула проявляются в интенсивности его когнитивной обработки Связь Сотрудничества с уровнем активации, сходная связи Психотизма в теории Г. Айзенка с уровнем активации Неоптимальный базовый уровень активации в первом эксперименте в экспериментальной группе при низких баллах по шкале Сотрудничества Компенсация низкого базового уровня активации оптимальным ситуативным после прохождения альфа-тренинга в экспериментальной группе при низких баллах по шкале Сотрудничества

Влияние альфа-тренинга на электрофизиологические корреляты обработки информации: 1. После прохождения альфа-тренинга у людей с низким уровнем Сотрудничества изменяется амплитуда Р2 2. Подобные изменения не возникают без альфа-тренинга

Выводы Успешность прохождения альфа-тренинга зависит от индивидуальных особенностей, входящих в состав Большой пятерки личностных черт (уровня Экстраверсии и Нейротизма по опроснику NEO-FFI) Альфа-тренинг оказывает влияние на электрофизиологические корреляты процессов обработки информации, и эти изменения зависят от индивидуальных особенностей, входящих в состав Большой пятерки личностных черт (уровня Сотрудничества по опроснику NEO-FFI)