МОУ «Коноваловская СОШ»
с. Коноваловка, 2010 Провела: Классный руководитель 11 класса Ахметзина Р.А.
Цель: помочь учащимся выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности, а также внутригрупповых ролей. Форма: практикум, игровая деятельность Подготовительная работа: Для диагностики склонностей нужно заготовить бланки для опросника, и, как всегда, заранее опробовать методику на себе.
Ход занятия. 1. Психологический настрой. На этом занятии лучше поиграть в игры, связанные так или иначе с темой занятия. Можно предложить игру- аукцион, в которой все называют по очереди профессии. Выигрывает тот, кто назовет игру последним. Вторая игра - "Кто есть кто". Участники игры получают карточки с названием профессий и должны походкой и жестами изобразить эту профессию или человека, имеющего эту профессию. Остальные должны угадать, какую профессию представляли.
2. Основная диагностическая часть. Для изучения склонностей к различным видам человеческой деятельности мы рекомендуем использовать опросник Е.И.Климова. Всем раздаются "Листы ответов": Инструкция: "Отвечая на вопрос, нужно спросить себе: "нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе? Если скорее нравится, чем не нравится, то поставьте в соответствующей клетке один плюс; если определенно нравится - два плюса; если очень нравится - три таких знака. Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус; если определенно не нравится - два минуса; если очень не нравится - три. Ответы старайтесь давать быстро."
Карта самооценки склонностей Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Выбор сделайте, внимательно прочитав следующие утверждения. Предпочтение выражается наибольшим количеством плюсов в одной из клеток под одним номером.
1а. Ухаживать за животными. 2а. Помогать больным, лечить их. 3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу). 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин. 3б. Следить за состоянием, развитием растений. 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. 6а. Выращивать молодняк – животных какой-либо породы. 7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты. 5б. Обсуждать художественные книги. 6б. Тренировать сверстников в выполнении каких-либо действий. 7б. Управлять каким-либо грузовым, подъемным, транспортным средством.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсий и т.д. 9а. Ремонтировать изделия, вещи, жилище. 10а. Лечить животных. 11а. Выводить новые сорта растений. 8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п. 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. 10б. Выполнять расчеты, вычисления. 11б. Конструировать новые виды промышленных изделий.
18а. Организовывать культпоходы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия. 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания. 20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах. 19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи. 20б. Работать на машинах (пишущая машинка, компьютер, телетайп, телефакс и т.п.)
ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК К профессиям типа "человек-человек" относятся профессии связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор). Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку спокойствие и доброжелательность.
ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА Тип "человек-техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея- мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования). Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков.
ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА К типу "человек-природа" можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар). Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умения менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости.
ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА Тип "человек-знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ К типу "человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение
Способности Наличие учебных заведений в городе Советы родителей Мнение друзей Престиж профессии Востребованность профессии
Дизайнер Инженер Продавец Писатель Модельер Журналист Учитель Врач Геолог Кузнец Агроном Экономист Портной Фермер Официант Программист Гравер Фотограф
Современные профессии Аудитор – лицо, уполномоченное финансовым органом или приглашенное предприятием, фирмой провести проверку его отчетности и финансового положения. Брокер – посредник при заключении сделок, анализирует рынок, находит потенциальных покупателей и продавцов, организует их взаимодействие, содействует проведению переговоров. Бухгалтер – специалист финансовой сферы.
Современные профессии Менеджер по продажам – продавец, посредник между производителем и потребителем товара. Оператор ЭВМ – обеспечивает проведение вычислительного процесса в соответствии с рабочими программами, готовит данные на технических носителях информации. Системотехник – специалист по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных систем
готовит данные для планирования производственной и финансовой деятельности, проводит экономический анализ и определяет экономическую эффективность работ, исследований, разработок. Юрисконсульт – постоянный консультант при учреждении по практическим вопросам права, защитник интересов этого учреждения в судебных и других инстанциях. Экономист –
Ошибки и затруднения в выборе профессии Отношение к профессии, как к выбору «пожизненного пристанища». Предрассудки чести. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. Перенос отношения к человеку той или иной профессии на самое профессию. Увлечение только внешней стороной профессии. Отждествление школьного учебного предмета с профессией.
Устарелые представления о профессиях. Неумение разобраться в личностных качествах. Незнание, недооценка своих физических особенностей, недостатков, существующих при выборе профессии. Малая информация о профессиях.
Тест «Мотивы выбора профессии» Оцени, пожалуйста, причины выбора тобой профессии по их значению для тебя. 5 баллов – очень важно, 4 балла – важно, 3 балла – среднее значение, 2 балла – низкая оценка желания, 1 балл – очень низкая оценка желания.
Тест «Мотивы выбора профессии» 1. Профессия романтическая. 2. Хочу стать самостоятельным. 3. Трудно дается учеба. 4. Эту профессию имеет авторитарный для тебя человек. 5. Профессия творческая. 6. Мечтаю принести пользу людям. 7. Легкость овладения данной профессией. 8. Профессия дает хорошее материальное обеспечение.
Тест «Мотивы выбора профессии» 9. Профессия отвечает моим интересам. 10.На выбор профессии влияют книги, телепередачи, радио. 11. Профессия соответствует моим способностям и уровню подготовки. 12. Доступность поступления на работу. 13. Совет уважаемых мною людей. 14. Профессия нужная. 15. Просто хочу получить высшее образование.
Три направленности: 1) На профессию - 1,5,7,11,14; 2) На себя – 2,3,8,9,15; 3) На общество – 4,6,10,12,13.