МБОУ СОШ п. центральный Учитель начальных классов Селезнёва Татьяна Семёновна
Тема: Раздел программы русского языка начальной школы «Словообразование» (состав слова). Корень.
-развитие речи и логического мышления учащихся - обогащение определёнными знаниями в языке -познание закономерностей в правописании
Цели и задачи: Ученик должен знать/ понимать: -значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание -однокоренные слова и разные формы слова -чередование согласных и беглые гласные в слове -различие приставок и предлогов
Использовать Зун для: 1.Разбора слов по составу 2.Применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными 3.С суффиксами - ик, -ек 4. С изученными приставками 5. Правописания сложных слов
Формы слова исключить возможность смешения форм слова с однокоренными (родственными словами) Родственн ые слова Предупредить ошибку как результат смешения синонимов и слов, имеющих омонимичные корни, с однокоренными словами Основные правила правописан ия в корне слов Научить сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных; звонких и глухих согласных; непроизносимы х согласных; Развивать орфографическу ю зоркость
Родственные слова Наивные семантики Стихийные формалисты Ориентируются на: Значение, семантику горе – беда гриб - рыжик Ориентируются на: Внешние признаки, одинаковый состав пятнистый – пять рис - рисовать
3 секрета Близки по смыслу Имеют общую часть Корень – наименьшая общая часть
Практические упражнения Упражнение 1. Мороз мороз мороз Холод море морозный Стужа морской заморозить Упражнение 2. Горе, горевать, горюшко Горевать, печалиться Упражнение 3. Подосиновик – осина, гриб – боровик, мебель – стул, лес – лесник, домик – избушка, стол – столбик, стол – столик, книга – учебник, книга - книжный
Упражнение 4. Радость, радостный. Веселье Пять, пятно, пятнистый Упражнение 5. дом Большой дом Существо, которое по представлениям суеверных людей, обитало в каждом доме Прирученное животное
чередование беглость Угостить – угощу ст/щ Студить – стужу д/ж Сук – сучок к/ч Сухарь – сушить х/ч Запереть – запирать е/и Спросить – спрашивать о/а Мыть – мою Лев - льва
корень Безударные гласные Парные согласные Непроизносимые согласные
Безударные гласные Поставить ударение Подобрать однокоренные слова Выделить корень Подобрать проверочное слово из родового гнезда
Звонкие и глухие согласные корня 1 класс Существительные мужского рода Исключение: привёз, ягод, площадь, лошадь ВЫВОД:СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ ПИШУТСЯ ТАКЖЕ, КАК И В ЭТИХ ЖЕ СЛОВАХ ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ
2 класс морфологического строения слова ЗУН Существительные Ж.р. на - а к Берёзка – берёза Шубка - шуба Прилагательные на -кий Краткая форма Однокоренные слова
Непроизносимые согласные 1.Прилагательные с н 2.Существительные с ость 3.солнце, сердце 4.чувство, лестница, праздник, окрестность 5. свистнуть 6. здравствуй
Формообразование Сахар Сахарница сахарный Сахарница В сахарнице Из сахарницы Словообразование
Словообразовательные упражнения Какой? Что? на ый Вывод: какой? сн производное слово
Практика Вку Чуде Прекра сн+ый ужа Радо Гру Яро стн+ый изве синонимы антонимы омонимы словосочетания