Психолого-педагогический портрет современного ребенка как субъекта воспитания Шибанова Н.М., ректор ГБОУ ДПО «Забайккальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», к.п.н.
Границы определение феномена изменяющегося воспитания Нужны ли изменения в теории и практике воспитания? Какие изменения нужны и на основе чего они должны происходить? Готово ли профессиональное сообщество к этим изменениям? В какой мере могут быть использованы традиционные теории воспитания педагогов-классиков? Может ли массовая практика воспитания быть максимально разнообразной или нужен четкий ориентир в ее построении? Что лежит в основе современного воспитания? Каковы психолого-педагогические механизмы, принципы, условия современного воспитания? и др.
Современный национальный воспитательный идеал Воспитание Социальный заказ Базовые национальные ценности
Портрет выпускника основной школы осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Д. И. Фельдштейн Положительные тенденции: увеличивается категория одаренных детей; приоритет поиска смысла жизни; Объективные тенденции: стремление к развлечениям; всплеск индивидуализма подростков; процесс киберсоциализации детей; виртуальное общение; информационный стресс.
Д. И. Фельдштейн Негативные тенденции : снижение энергичности детей, их желания активно действовать; снижение уровня детской любознательности и воображения; недостаточная социальная компетентность детей и подростков, их неспособность разрешать простейшие конфликты; обеднение и ограничение общения детей, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности; преобладание детей, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении; экранная зависимость.
Духовные ценности Прагматические Недуховные ценности Витальные