РАЗРАБОТЧИК Т.В.ПАЛИЕВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Сущностные характеристики дидактических тестов и их применение в системе педагогического контроля
Входной Текущий Тематический Рубежный Итоговый Заключительный Отсроченный
Педагогический тест – это система репрезентативных заданий, специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых
Принципы конструирования тестовых заданий Общие требования (для всех форм тестовых заданий) Специальные требования (к различным формам тестовых заданий (ТЗ))
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ ФОРМ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ: корректность формулировки задания; лапидарность формулировки задания; желательно допускать не более одного сложноподчиненного предложения в формулировке; задание должно быть сформулировано в утвердительной форме; не допускается определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него; для каждого тестового задания разрабатывается правило начисления баллов; задания в тесте должны быть локально независимы;
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ ФОРМ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ: процедурная часть тестового задания должна быть максимально краткой не превышать 5-10 слов; оптимальное число элементов ответа – 4–8; для каждой из форм тестовых заданий должна быть стандартная инструкция; предпочтение большому количеству простых по структуре заданий, а не малому количеству сложных.
Специальные требования С выбором правильного ответа Равная правдоподобность и привлекательность элементов ТЗ Все альтернативы должны быть равны по длине В элементах выбора должно быть равное количество объектов, желательно один Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа Не должно быть противоречий между основной частью и ответами (элементами выбора) Исключить повторяющиеся слова в ответах
С ВЫБОРОМ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА Равная правдоподобность и привлекательность элементов ТЗ Все альтернативы должны быть равны по длине В элементах выбора должно быть равное количество объектов, желательно один Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа Не должно быть противоречий между основной частью и ответами (элементами выбора) Исключить повторяющиеся слова в ответах
С ВЫБОРОМ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА При формулировке дистракторов не рекомендуется использовать выражения «ни один из перечисленных», «все перечисленные» и т. д. В ответах не рекомендуется использовать такие слова, как «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т. п.
ОТКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ Дополняющее слово или словосочетание (единственное) располагают в конце Дополнять надо важное Дополнение ставят в именительном падеже Все прочерки для дополнения должны быть одинаковой длины
На установление соответствия Содержание задания желательно выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями Элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы выбора ̶ справа Правый столбец должен содержать элементов больше, чем левый Формирование элементов по принципу «основных» и «запасных» игроков Все элементы выбора являются истинными высказываниями
НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Элементы формируются по алфавиту Факты или действия в задании обычно нумеруются Обязательно наличие названия задания
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕСТОВ По характеру предъявления: вербальные; невербальные; мультимедийные По классификации: ориентированные на норму; ориентированные на критерии По степени однородности задач: гомогенные; гетерогенные
ПО ЦЕЛЯМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ : начало обучения; прогресс в процессе обучения; трудности в процессе обучения; достижения в конце обучения
Длина теста: 30 ̶ 60 заданий Длина теста: банк заданий 1:15 Чем больше длина теста, тем выше его надежность и достоверность результатов Коэффициент надежности Количество заданий 0,2 ̶ 0,310 ̶ 12 0,7 ̶ 0,7540 ̶ 50
Тест ограничен по t 5 % испытуемых Оптимальное время тестирования: до наступления утомления (20 ̶ 100 минут) Выполнение одного задания: 15 ̶ 60 секунд – 3 ̶ 5 минут Среднее ориентировочное время теста: минимальное12 ̶ 15 минут среднее40 минут максимальное60 ̶ 70 минут
СООТНОШЕНИЕ ФОРМ ЗАДАНИЙ В ТЕСТЕ Например: 60 заданий 10 тестовых заданий открытой формы 10 тестовых заданий на соотношение 10 тестовых заданий на установление последовательности 30 тестовых заданий в форме выбора 15 с выбором одного 15 с выбором нескольких из множества
Оценка ТЗ : дихотомическая (бинарная); политомическая По степени трудности : одноуровневые; многоуровневые