1 Бюджетная классификация Презентация на семинаре PEMPAL, 12 октября 2010 Джон Зохраб Советник по вопросам управления финансами, Советник по вопросам управления финансами, Центральная Азия Налогово-бюджетное управление
Источник Основной источник: Налогово-бюджетное управление МВФ, Техническая записка «Бюджетная классификация» Другие важные источники: Пособие МВФ «Налогово-бюджетная транспарентность» (2007) Руководство МВФ по статистике государственных финансов, 2001 ОЭСР, Управление государственными расходами. Справочное руководство для стран переходного периода Справочная модель Казначейства Техническая записка Налогово-бюджетного управления МВФ «Переход к бухгалтерскому учету по методу начисления» 2
3 Краткое содержание Презентация основана на убеждении, что бюджет ведется на кассовой основе Важность бюджетной классификации Основные черты надежной бюджетной классификации Желательная структура бюджетной классификации Взаимоотношение между бюджетной классификацией и планом счетов (ПС) Предпосылки для успешного внедрения Важные шаги в реформировании бюджетной классификации
4 Важность бюджетной классификации 1 Основополагающий структурный элемент системы управления бюджетом Определяет, как бюджет представляется, контролируется, как по нему представляются отчеты Чрезвычайно важно для транспарентности и понимания бюджета и государственных финансов в целом Предпосылка для других реформ в области управления гос.финансами: Интегрированная информационная финансовая система Среднесрочная система планирования расходов Составление бюджета с учетом результатов деятельности
5 Важность бюджетной классификации 2 Важность бюджетной классификации 2 Для контроля, определение бюджета или суб-бюджета, увязываение поступлений и платежей (фондовый) Бюджетный контроль учреждение (административный) Бюджетный контроль по видам поступлений или платежей (экономический [доходы и расходы]) Бюджетный контроль по целям и результатам политики (программный) Агрегированный налогово-бюджетный мониторинг (экономический) Анализ с исторической перспективы и с точки зрения мер политики (выше + функциональный, территориальный, финансовый по отраслям)
6 Основные черты надежной бюджетной классификации 1 Всеобъемлемость – бюджет должен охватывать все объекты сектора государственного управления и представлять консолидированную и полную картину о них Единство – бюджет должен включать все поступления и платежи всех объектов сектора гос.управления Внутренняя согласованность – например, текущие расходы должны быть согласованы с капитальными Стабильность – классификация не должна часто меняться, поскольку знание классификации способствует ее пониманию Минимальная классификация – административная, экономическая, функциональная
7 Основные черты надежной бюджетной классификации 2 Различие между административной и экономической классификацией – институциональная ответственность и виды доходов /расходов Независимость между административными и экономическими категориями внутри классификации – избегать вводящего в заблуждение использования классификации Функциональная классификация, независимая от административной и экономической классификации, должна быть использована для анализа расходов по различным целям Взаимная исключительность – каждая статья должна быть независимой от другой статьи
8 Желательная структура классификации 1 РСГФ 2001 является стандартной основой для улучшенной или новой бюджетной классификации, но требует адаптации : Для бюджета, составленного на кассовой основе : удалить потребление или основной капитал Для бюджета, составленного на валовой основе : отделить продажи и покупки активов и пассивов Добавить в экономическую классификацию необходимые подкатегории и операции с активами и пассивами Добавить необходимую классификацию: административную, фондовую, территориальную и программную Возможность добавления программной классификации в качестве расширения функциональной классификации (COFOG)
9 Желательная структура классификации 2 Возможно использовать фондовую классификацию для ассигнованных ссудах и грантах – в качестве суб-фондов Возможность классификации бенефициариев трансфертов и субсидий Можно добавить двоичное кодирование к функциональному или программному кодированию для отслеживания расходов, снижающих уровень бедности У кодов должно быть четкое описание, не должно быть наложений или пропусков, должны позволять необходимую агрегацию (иерархия) Функциональная классификация – независимый ввод данных не всегда целесообразен, но перенос таблицы из административной классификацией подрывает независимость
10 Желательная структура классификации 3 Для того, чтобы программная классификация использовалась должным образом, требуется: Четкая институциональная подотчетность по программам и деятельности: но трудно увязывать их с административной структурой, особенно если в реализации программы участвует несколько министерств Ясность в определении программ, видов деятельности, результатов, вводимых ресурсов и производимых услуг: на практике это тяжелее, чем в теории Избегать предвзятости в определении стоимости: трудно при ассигновании совместных расходов и при использовании кассового метода при определении расходов Управляемые данные о результатах или производимых услугах: трудно, когда требуются непредвзятые и значимые показатели результатов деятельности Жесткий бюджетный контроль по программам и видам деятельности, ослабление бюджетного контроля по вводимым ресурсам: трудно реализовывать в условиях слабого контроля
11 Бюджетная классификация и план счетов 1 Отсутствие интеграции бюджетного и финансового учета создает трудности с согласованием и качеством данных Значимость интеграции различна, например: 1.Центральная база данных систематически связывает проводки в бюджетных записях с проводками по счетам 2.Соединяющая таблица между бюджетной классификацией и Планом счетов 3.Отдельная часть счетов для учета бюджетных операций Трудно оценивать эти возможности без подробных данных Трудности также создаются различными значениями в Плане счетов: (1) структура двойной записи в главной книге; или (2) структура кодирования всей системы классификации, включая (1) Технический документ МВФ «Переход к учету по методу начисления» предполагает : интегрирование значения 3 и значения Плана счетов g (1)
12 Бюджетная классификация и план счетов 2 При этом подходе к интеграции используется дисциплина учета по методу двойной записи в бюджетном учете по экономической классификации Если План счетов должен позволить получение информации по методу начисления, то в рамках этого интеграционного процесса появляется проблема в получении кассовой информации с разбивкой по экономической классификации, при том, что такая разбивка в главной книге обычно представляется по начисленным расходам Два варианта: (i) вспомогательная книга кассовых счетов; (ii) вспомогательные счета Плана счетов. Оба варианта отражают экономическую классификацию (i) интеграция достигается контролем кассовых счетов в главной бухгалтерской книге, суммируя отдельные проводки во вспомогательной книге. (ii) требуется дублирование учетных записей на вспомогательных счетах, поэтому, строго говоря, не являются частью главной книги или Плана счетов Как вариант (i), так и (ii) связаны с вопросами ИТ: (i) требуется функциональность вспомогательной книги и (ii) может потребовать кастомизации ПО бухгалтерской книги
13 Предпосылки для успешной реализации Политическая приверженность Приверженность и руководство на самом высоком уровне правительства Поддержка парламентом необходимого законодательства и принятия нового формата в представлении бюджета и бюджетной отчетности Технический потенциал У Минфина должны быть достаточно хорошо подготовленные специалисты Также необходимо укрепить потенциал Казначейства, отраслевых министерств и счетной палаты Внешние консультанты дополняют, но не заменяют Системы ИТ Может быть реализовано вручную, но для усиления учета и отчетности предпочтительно использование систем ИТ
14 Важные шаги Может быть длительным процессом, особенно если новая классификация интегрирована с Планом счетов Новая классификация должна быть завершена не менее, чем за шесть месяцев до реализации, а измененный План счетов - не менее, чем за два месяца В переходном периоде необходимо уделить достаточно времени для того, чтобы: Парламент, счетная палата и отраслевые министерства проанализировали новую классификацию Разработать рекомендации по реализации и провести обучение Изменить нормативную базу
Fiscal Affairs Department Fiscal Affairs Department Спасибо за внимание! 15