Организация исследовательской деятельности младших школьников
Принципы для малышей Мотивация (тема и проблема в области познавательных интересов) Переход от усвоения информации к умению работать с информацией Роль семьи Руководитель не «датель», а режиссер Защита – красочное действо
Тема - это «свернутое» в одно предложение основное содержание творческой работы Требования к выводу и формулировке темы: –должна быть актуальна для класса, школы, города и т.д.; –должна иметь возможность для исследования в школьных условиях; –должна быть доступной и понятной для разработчиков; –в названии должен быть обозначен предмет исследования.
Тема Интересна Понятна Творческое название, но…
Проблема (противоречие) Проблема – теоретический вопрос, требующий разрешения. Может быть представлена в виде: –Проблемной ситуации – это описание конкретной ситуации, в которой обнаруживается противоречие; –Проблемного вопроса – это вопрос, поставленный относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания. Может начинаться со слов: как?, в какой мере?, почему? и др.
Проблема Это актуальность (на различном уровне) Описание проблемной ситуации – желание выяснить, решить, разобраться…Выход на вопрос.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких- либо явлений Проверяема Логична Содержит предположение Гипотеза может быть сформулирована по этапам исследования
Цель- это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы Можно поставить целью: Выявить… Установить… Обосновать… Уточнить… Разработать… Доказать… Оценить… Создать… Исследовать… Изучить…
Задачи исследования это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой; формулируются в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута; в работе должно быть не менее трех задач
Объект и предмет исследования Объект исследования – научное пространство, в рамках которого ведется исследование Предмет исследования – это часть объекта исследования, которая подлежит тщательному изучению или преобразованию Границы между объектом и предметом исследования условны Предмет исследования определяет тему работы!
Методы эмпирического исследования Наблюдение Измерение Эксперимент Опрос, анкетирование и т.д. Методы теоретического исследования Моделирование Анализ, синтез Индукция, дедукция Описание Сравнение и т.д.
Введение Однажды я увидел, задумался, заинтересовался… Почему? Как? Мы предполагаем, что… Мы решили…(Цель: исследовать) Для этого нам необходимо (Задачи) Методы (по задачам) Таким образом (объект, предмет)
Логическая взаимосвязь цели, задач, результатов и выводов Задачи -провести анализ -выявить -определить -установить Вывод На основании результатов данного исследования Доказано… (обосновано…) (разработано…) Результаты В ходе данного исследования -проведен анализ… -выявлено… -определено… -установлено… Цель Доказать… (обосновать…) (разработать…) Методы -анализ; -наблюдение; -измерение; -эксперимент
Заключение В ходе исследования (по задачам) Таким образом (по цели) Гипотеза исследования о… (подтвердилась, не подтвердилась, частично подтвердилась) Перспективы исследования Эмоциональное отношение