«Надо быть милосердным» Повесть Владимира Железникова «Чучело».
«Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно. Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие».В. Железников. Поразмышляем над вопросом:
Наш вернисаж. Какими я представляю героев повести. «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.» В. Железников. Какое чувство во мне оставила повесть «Чучело» - оптимизма или пессимизма? Почему?».
Приглашение к размышлению. Какие страницы книги показались особенно яркими? Как мы считаем, в основе содержания книги – действительная сегодняшняя жизнь школьников или это плод фантазии автора? Одобряем ли мы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдёт ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва? Подумаем, детская жестокость – это явление временное? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким? Чему же учит нас книга, какие нравственные уроки даёт нам писатель?
Выводы: К сожалению, детская жестокость, как показывает жизнь, если взрослые не сумели вовремя её пресечь, пышным цветом расцветает, когда человек становится взрослым. И тогда она ведёт к преступлению, потому что жестокий человек не останавливается даже перед убийством…
Нравственные уроки повести. Не быть жестокими к людям, далёким и близким, к животным, к цветам и травам – ко всему живому на земле. Защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда, ибо это грозит гибелью личности. Книга учит разбираться в людях, в настоящих и мнимых друзьях, ибо разочарование в них больно ранит душу. Книга учит беречь стариков, ценить их ум, опыт и всегдашнюю готовность разделить нашу беду.