Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я
Требования к первой и высшей квалификации владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности (п.30, 31).
Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности учителя
Перечень современных образовательных технологий (по Г.К. Селевко) 1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса а) Педагогика сотрудничества б) Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили в) Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Перечень современных образовательных технологий (по Г.К. Селевко) 2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся а) Игровые технологии б) Проблемное обучение в) Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов) г) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Перечень современных образовательных технологий (по Г.К. Селевко) 3. Технология развивающего обучения а) Общие основы технологий развивающего обучения. б) Система развивающего обучения Л.В.Занкова в) Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова. г) Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков,Г.С.Альтшуллер,И.П.Иванов) д) Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская) е) Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Перечень современных образовательных технологий (по Г.К. Селевко) 4.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса а)Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментированном управлении (Лысенкова С.Н.) б)Технология уровневой дифференциации обучения. в) Технология программного обучения г) Групповые технологии. д) Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Технология проблемного обучения разработка теории проблемного обучения – А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения Цель проблемного обучения: Сформировать у учащихся необходимую систему ЗУН, способности к самообучению, самообразованию, исследовательской деятельности.
Задачи проблемного обучения 1. Повысить мотивацию учащихся к обучению. 2. Помочь учащимся усвоить не только знания, умения, навыки, но и способы умственной практической деятельности; 3. Развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся;
Причины использования технологии проблемного обучения на уроках истории 1. В исторической науке – ряд дискуссионных вопросов. 2. Концентрическая система в преподавании истории.
Условия успешности проблемного обучения 1. Проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); 2. Активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом, вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа) 3. Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Этапы проблемного обучения 1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации. 2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации. 3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала. 4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.
Роль учителя 1. Создает проблемную ситуацию; (отбор самых актуальных, сущностных задач); 2. Направляет учащихся на ее решение; (личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка); 3. Организует поиск решения. Ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Создание проблемной ситуации: учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему; учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.
Технология поиска решения учебной проблемы. Побуждающий к гипотезам диалог: - побуждение к выдвижению гипотез. - принятие выдвигаемых учениками гипотез. - побуждение к проверке гипотез. - принятие предлагаемых учениками проверок. Подводящий к знаниям диалог
Методические приемы изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; рассмотрение явлений с различных позиций; побуждение учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); постановка проблемных задач (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Результативность проблемного обучения Глубокое усвоение учебного материала; Дифференцированный подход помогает достичь успеха даже слабым ученикам; Решается проблема перегрузки учащихся; Повышается интерес к предмету; Повышение качества знаний.
Технология проблемного обучения Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать и к хотению, и к мышлению. Н.А.Умов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!