Как помочь ребенку подготовиться к школе? СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Успешность обучения в школе, его успешная адаптация зависит от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно, личностно, от состояния здоровья ребенка. Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе, у них чаще проявляются трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и психологической подготовки.
Физическая готовность Организация режима дня
Психологическая готовность к школе ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬСОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
Для овладения учебной деятельностью необходимо
Социальная готовность Познавательные интересы Готовность к изменению социальной позиции Желание учиться
Личностная готовность Произвольность Умение строить отношения со взрослыми Умение строить отношения со сверстниками
Интеллектуальная готовность Внимание Память Мышление Воображение
Уважаемые родители! Помните, что очень полезно Развитие мелкой моторики рук: работа с конструктором; работа с ножницами и пластилином; рисование в альбоме (карандашами, красками) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления); Развитие трудовой, исполнительской дисциплины.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо уметь четко произносит все звуки речи; уметь выделять звук в слове; выделять заданный звук в потоке речи; уметь выделять место звука в слове;
уметь произносить слова по слогам; уметь составлять предложения из 3-5 слов; уметь называть в предложении только второе, только третье слово и т.д.; уметь использовать обобщающие понятия;
уметь составлять рассказ по картине (н-р, «В зоопарке», «На детской площадке»); уметь составлять несколько предложений о предмете;
ОПОРА 1.Наступило какое время года? 2.Куда пришли дети? 3.Что они делают? 4.На чем катаются дети? 5.Что делает собака? 6.Кто упал?
уметь наизусть читать любимые стихотворения; знать авторов прочитанных стихотворений; уметь последовательно передавать содержание сказки (т.е. пересказывать); уметь различать жанры художественной литературы.
Элементы математического представления знать цифры от 0 до 9; уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.; уметь называть предыдущее и последовательное число любого числа в пределах 1-го десятка;
знать знаки +, -, =, ; уметь сравнивать числа первого десятка ( например, 7 > 5, 6 =6); уметь соотносить цифру и число предметов; уметь сравнивать 2 группы предметов; знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг; уметь сравнивать предметы по форме, по цвету, размеру;
уметь группировать предметы по предложенному признаку. знать и употреблять понятия «налево», «направо», «вверх», «вниз», раньше», «позже», перед», «за», «между»
Область представлений об окружающем мире уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности; уметь различать диких и домашних животных; иметь представление о сезонных признаках природы;
знать названия нескольких деревьев, комнатных растений, цветов и т.д.; знать названия месяцев года; знать названия и последовательность дней недели.
Ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме; полные имена членов своей семьи, иметь общее понятие о видах их деятельности; знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Интеллектуальная готовность ВНИМАНИЕ - умение сосредоточиться Память - способность запомнить до 10 слов Мышление Воображение
Личностная готовность умение строить адекватные отношения со взрослыми и сверстниками
Ответьте себе на следующие вопросы 1.Умеет ли Ваш ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами? 2.Есть ли у ребенка друзья? 3.Умеет ли ребенок вступать в разговоры со старшим?
4) Умеет ли ребенок оценивать свои поступки? 5) Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
Какие постоянные трудовые обязанности имеет ваш ребенок? Охотно ли откликается на поручения? Часто ли проявляет инициативу в выполнении трудовых дел? Выполняет ли дело до конца, или бросает его, встретившись с трудностями, или переключается на более легкие, интересные дела? Качество труда: степень аккуратности, отсутствие суетливости, пр. Мотивация труда ребенка: делает, чтобы помочь, или работает, чтобы получить похвалу? Для того, чтобы определить уровень развития исполнительной дисциплины своего малыша, ответьте на вопросы:
Умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться с первого раза? Обучен ли он управлять своим поведением (он хочет играть, а мама просит присмотреть за сестренкой)? Усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе: -основные формы приветствие, поощрения, просьбы, благодарности, извинения; -умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы, дружить, помогать, сопереживать. Умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного присутствия и контроля? Каков уровень организованности и самоконтроля? Каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело ходить в д/с, в школе я узнаю много нового и интересного)? Развитие мотивационной готовности