Речевая готовность к школе Речевая готовность к школе Столярова Елена Леонидовна, учитель – логопед лицея 1 им. академика Б.Н. Петрова
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Венгер Л.А.
Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития
Айсберг
Речь как система
Звуковая сторона речи усвоена. Звуковая сторона речи усвоена. Ребёнок правильно выговаривает все звуки, не заменяет и не искажает их.Ребёнок правильно выговаривает все звуки, не заменяет и не искажает их.
Правильно произносит слова сложной слоговой структуры. Правильно произносит слова сложной слоговой структуры. Не «проглатывает» и не меняет местами слоги, не искажает слоговой состав слова.Не «проглатывает» и не меняет местами слоги, не искажает слоговой состав слова.
Сформированы фонематические процессы. Сформированы фонематические процессы. Различает сходные звуки по акустическому и артикуляционному сходству: свистящие-шипящие(с-ц, с-ш, з-ж…), звонкие-глухие (б-п, д-т …), соноры (р-л, м-н).Различает сходные звуки по акустическому и артикуляционному сходству: свистящие-шипящие(с-ц, с-ш, з-ж…), звонкие-глухие (б-п, д-т …), соноры (р-л, м-н).
Проводит языковой анализ и синтез. Может определить сколько звуков в слове, назвать 2-ой, 4-ый, 1-ый, последний звук, «соседей» заданного звука.Может определить сколько звуков в слове, назвать 2-ой, 4-ый, 1-ый, последний звук, «соседей» заданного звука. Может определить количество слогов в одно-, 2-х, 3-х сложных словах.Может определить количество слогов в одно-, 2-х, 3-х сложных словах.
Умеет составлять предложения, распространять их, определять количество слов в предложении.
Развита слухо-речевая память. Запоминает предложение из 7-8 слов после двукратного предъявления.Запоминает предложение из 7-8 слов после двукратного предъявления.
Словарный запас должен быть шире обиходно- бытовой тематики. Адекватно пользуется всеми частями речи.Адекватно пользуется всеми частями речи. Владеет тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов.Владеет тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов. Знает слова-синонимы, антонимы, числительные «первый», «второй», «третий» и т. д.Знает слова-синонимы, антонимы, числительные «первый», «второй», «третий» и т. д.
Усвоен грамматический строй языка. Речь правильная, без аграмматизмов (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов).Речь правильная, без аграмматизмов (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Достаточный уровень развития связной речи. Может логично и последовательно передать содержание сказки, рассказа.Может логично и последовательно передать содержание сказки, рассказа. Может самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок.Может самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок. Не нарушает причинно-следственные и временные отношения, не выпускает существенные детали.Не нарушает причинно-следственные и временные отношения, не выпускает существенные детали. В речи использует сложные предложения.В речи использует сложные предложения.
Помимо этого: Достаточная общая осведомлённость.Достаточная общая осведомлённость. Ориентация в пространстве и на листе бумаги.Ориентация в пространстве и на листе бумаги. Достаточно развитая мелкая моторика.Достаточно развитая мелкая моторика.
Разговаривайте с ребёнком
Играйте с детьми
Развивайте мелкую моторику
Читайте ребёнку
Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны
Радуйтесь успехам ребёнка
Обратитесь к специалисту
Спасибо за внимание!