«Профессионально- этические основы социальной работы» Представление дисциплины
2 Не для школы, а для жизни мы учимся Сенека
3 Краткое описание дисциплины Дисциплина «Профессионально-этические основы социальной работы» посвящена изучению основ профессиональной этики и деонтологии социальной работы, сущности и содержания профессиональных этических кодексов, особенностей общения и взаимодействия с клиентами, государственными и неправительственными учреждениями, а также правил делового этикета.
4 Цели и задачи преподавания дисциплины Целью дисциплины является формирование у студентов этического самосознания и нравственных потребностей будущих специалистов социальной работы. Задачами являются: формирование целостного представления об этических основах социальной работы и профессиональной морали социального работника; раскрытие сущности этического подхода к осмыслению профессиональной деятельности; формирование личностно-нравственного облика социального работника.
5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов «Философия», «Психология», «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Этнография». В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для дисциплины «Технология социальной работы».
6 Начальные знания знать теоретические основы социальной работы, иметь представление об ее смысле и сущности; знать основные этапы становления социальной работы в России; знать особенности российского менталитета. знать основы общей и возрастной психологии. иметь навыки работы с литературой философского содержания; иметь навыки работы с нормативными документами.
7 Итоговые знания, умения, навыки Студенты должны знать: философско-методологические принципы теории и практики социальной работы; ключевые позиции философского осмысления проблем, типичных для человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации; основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности; основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости; особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций..
8 студенты должны уметь применять знания в области методологии и аксиологии социальной работы при анализе типичных проблем клиентов; ориентироваться в литературе философского содержания, способствующей развитию мировоззренческой культуры; применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы; владеть навыками этико-аксиологического анализа процессов, ситуаций, отношений, поступков, и т.п.; выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения; владеть навыками ценностно-этической самооценки, самоконтроля, самосовершенствования.
9 Содержание лекционного курса Тема 1. Предмет этики и история этических учений. Тема 2. Профессиональная этика социального работника. Основные понятия. Тема 3. Личностно-нравственные качества социального работника и его профессиональный долг. Тема 4. Профессиональные этические кодексы социальных работников и этические аспекты работы социальных служб. Тема 5. Этикет в профессиональной деятельности социального работника.
10 Предмет этики и история этических учений В первой теме дается определение ключевых понятий этики, рассматриваются вопросы происхождения морали, развития этических учений за рубежом и в России. 1 Т Е М А
11 Профессиональная этика социального работника. В рамках данной темы рассматриваются этические основы социальной работы, этические проблемы практики социальной работы и основные понятия профессиональной этики социального работника. 2 Т Е М А
12 Личностно-нравственные качества социального работника и его профессиональный долг В третьей теме рассматривается нравственное сознание специалиста социальной сферы, его профессиональная пригодность, влияние профессиональной деятельности на его психическое здоровье. Дается определение деонтологии и раскрывается суть долга социального работника перед обществом и государством, клиентом и его окружением, профессией, коллегами и самим собой. 3 Т Е М А
13 Профессиональные этические кодексы социальных работников и этические аспекты работы социальных служб Четвертая тема знакомит с основными положениями профессиональных этических кодексов социальных работников, с этикой научных исследований и публикаций, рассматриваются вопросы участия социального работника в социальной политики и политической деятельности. 4 Т Е М А
14 Этикет в профессиональной деятельности социального работника При изучении пятой темы Вы познакомитесь с этикетом, его историей и основными принципами, а также узнаете нормы этикета типичных ситуаций в профессиональной деятельности социального работника. 5 Т Е М А
15 Контрольные мероприятия Текущий контроль Текущий контроль Тест для самоконтроля Тест для самоконтроля Ответы в форуме Ответы в форуме Итоговый контроль Итоговый контроль Экзамен Экзамен
16 Список литературы Основная –Котко О.В. Профессионально-этические основы социальной работы: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. – Белгород: изд-во БелГУ, –Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, –Профессионально-этические нормы социальной работы. – М.: Социальное здоровье России, –Фирсов М.Ф. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. – М.: МПА, –Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. – М.: КЛЮЧ-С, 1999.
17 Дополнительная –Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике. – Ростов на Дону: «Феникс», –Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Серия «Учебные пособия». – Ростов на Дону: «Феникс», –Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы. – Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, –Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – М.: Политиздат, –Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кْْ», –Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер с англ. Т.3. – М.:Центр общечеловеческих ценностей,
18 Самостоятельная работа Темы рефератов 1. Российский менталитет и нравственность. 2.Этические взгляды на благотворительность русских философов вв. (П.Я.Чаадаева, В.О.Ключевского, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, и др.) 3.Современные проблемы развития личностно-нравственных качеств социального работника. 4.Национальные, этнические и региональные особенности этических отношений в социальной работе. 5.Проблемы деонтологии и развития социального обслуживания в России. 6.Профессионально-этические отношения и их особенности в содружестве социальных работников. 7.Роль профессиональной этики в управлении нравственным воспитанием социального работника. 8.Смысл и профессиональные особенности социальной работы. 9.Личность и профессиональная деятельность социального работника. 10.Профилактика влияния неблагоприятных профессиональных факторов на личность социального работника.
19 Глоссарий Аксиология - это этико-философское учение о моральных ценностях. Деонтология - это учение о должном поведении, поступках, образе действий. Кодекс - это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению Этика - это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Этикет - это совокупность конкретных правил поведения, отражающих внешнюю форму.