Эффективность действующей системы государственной поддержки малого предпринимательства «МАЛЫЙ БИЗНЕС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»
Исследование эффективности действия норм Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» Проект НИСИПП при поддержке Фонда «Евразия» Проект НИСИПП при поддержке Фонда «Евразия» Цель: Содействие улучшению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства Цель: Содействие улучшению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства Регионы: Томск, Ростов-на-Дону, Челябинск, Регионы: Томск, Ростов-на-Дону, Челябинск, Великий Новгород, Владимир
Осведомленность опрошенных субъектов МП о Федеральном законе «О господдержке» Лишь чуть более половины опрошенных знакомы с Законом Знакомы с отдельными нормами Закона – 37% Не знают о таком Законе – 10% Хорошо знакомы с содержанием Закона – 16% Слышали о существовании, но не знакомы с содержанием Закона – 37%
Осведомленность опрошенных субъектов МП о программах поддержки 62% Федеральные 67% Доля не знающих о существовании и не знакомых с содержанием программ 72% РегиональныеМуниципальные
% обращавшихся за поддержкой и получивших ее Оказание поддержки субъектам МП Фондами по видам поддержки I II III IV
56,3% 51,3%26,0%20,2% Оценка эффективности работы фондов поддержки 2,5% Региональные фонды ВысокаяСредняяНизкаяЗатруднились ответить 25,9%15,4%2,4% Городские фонды
«Охват» льготами субъектов МП % опрошенных СМП Вся выборка Хорошо знакомые с Законом
Значение личных связей при получении льгот % опрошенных СМП все льготы предоставляются тем, у кого есть связи получение льгот не зависит от наличия связей часть льгот предоставляются тем, у кого есть связи затруднились ответить
Приоритетные меры поддержки и шансы на их получение приоритеты низкие шансы % опрошенных СМП
Оценка субъектами МП качества работы властей в области поддержки МП высокоенизкое % опрошенных СМП
Оценка опрошенными эффективности Федерального закона «О господдержке» Лишь 6% опрошенных считают Закон в целом эффективным Эффективны отдельные нормы – 27% Затруднились ответить – 47% Эффективен в целом – 6% Неэффективен в целом – 20%
Выводы 1.Нынешняя система нуждается в кардинальном изменении 2.Необходимо сохранить специальный Закон 3.Из существующей системы должны развиваться лишь некоторые направления, эффективные в настоящее время 4.Приоритет – создание общих благоприятных условий для всех субъектов МП 5.Нормы должны быть прямого действия 6.Конкретные меры поддержки должны быть делегированы на региональный и местный уровень 7.Дополнительные меры – косвенного характера
Нуждается ли в изменениях Федеральный закон «О господдержке МП» 50% Нуждается в значительных изменениях Не нуждается в изменениях 2% 72% от опрошенных, хорошо знакомых с Законом, считает, что он нуждается в значительных изменениях
Где должны содержаться нормы о господдержке МП Нормы должны содержаться в специальном законе Затруднились ответить – 12% Все нормы должны содержаться в специальном законе – 66% Не важно – 9% Часть норм - в спец. законе, часть – в отраслевых законах – 12% Все нормы должны содержаться в отраслевых законах – 6% Нормы о господдержке не нужны – 1%
Классификация субъектов МП по характеру использования услуг, предоставляемых Фондами поддержки Абсолютное большинство опрошенных заинтересованы в получении поддержки, но не пытаются ее получить Не заинтересованы в получении поддержки (льгот) – 6,2% Заинтересованы в получении поддержки (льгот) и получают ее – 9,3% Заинтересованы в получении поддержки (льгот), но не получают ее – 5,7% Заинтересованы в получении поддержки (льгот), но не пытаются ее получить – 78,8%
Классификация субъектов МП по степени активности использования льгот, предусмотренных Законом «О господдержке» Не заинтересованы в получении поддержки (льгот) – 6,2% Заинтересованы в получении поддержки (льгот) и получают ее – 36,6% Заинтересованы в получении поддержки (льгот), но не получают ее – 18,7% Заинтересованы в получении поддержки (льгот), но не пытаются ее получить – 38,5%
Спасибо за внимание Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)