ШАВЫЛИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Институт госзакупок РГТЭУ Концепция перехода к контрактной системе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Основания формирования и развития контрактной системы в автономном округе 2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от : …Прошу парламент ускорить принятие закона о федеральной контрактной системе. Причём важнейшее значение имеет аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчётность о ходе и результатах исполнения госконтрактов. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от : …Прошу парламент ускорить принятие закона о федеральной контрактной системе. Причём важнейшее значение имеет аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчётность о ходе и результатах исполнения госконтрактов. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе…»: 1.Издание региональных нормативных правовых актов (ч. 3 ст. 2) 2.Регулирование региональной контрактной системы (п. 14 ст. 3) 3.Создание региональной информационной системы (ч. 7 ст. 4) 4.Подготовка кадров (ст. 9, ст. 38) 5.Централизация закупок (ст. 26) 6.Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок (гл. 4, 5) Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе…»: 1.Издание региональных нормативных правовых актов (ч. 3 ст. 2) 2.Регулирование региональной контрактной системы (п. 14 ст. 3) 3.Создание региональной информационной системы (ч. 7 ст. 4) 4.Подготовка кадров (ст. 9, ст. 38) 5.Централизация закупок (ст. 26) 6.Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок (гл. 4, 5) Поручение Губернатора автономного округа от 31 января 2013 года 59-рг: П Разработать и принять региональную концепцию перехода к Контрактной системе в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (до 1 июля 2013 г.) Поручение Губернатора автономного округа от 31 января 2013 года 59-рг: П Разработать и принять региональную концепцию перехода к Контрактной системе в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (до 1 июля 2013 г.)
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе…» Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе…» 1. ПЛАНИРОВАНИЕ 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК 3. УПРАВЛЕНИЕ КОНТРАКТОМ 4. РЕЗУЛЬТАТ ПО КОНТРАКТУ Цель: выбор контрагента, способного обеспечить заданное качество заказа при наименьшей цене Цель: полное удовлетворение гос. нужд в запланированном объеме и качестве Цель: надлежащее и своевременное исполнение контракта, подконтрольность действий заказчика и исполнителя Цель: определение объема и структуры гос. нужд, исходя из мероприятий целевых и ведомственных программ 5. МОНИТОРИНГ, КОНТРОЛЬ И АУДИТ Цель: Оценка эффективности и результативности закупки. Единый сквозной контроль закупочного цикла в целом, определение адекватности затраченных средств достигнутому результату – удовлетворению гос. нужд, предупреждение и пресечение нарушений на всех стадиях замкнутого закупочного цикла 3
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, 4. Проведение торгов и запросов котировок (Закон 94-ФЗ, обеспечено через АИС «Госзаказ» и ООС. (Заказчик, ДГЗ) 1. Нормирование и обоснование потребностей на очередной и плановый период (не реализовано, функция заказчика) 2. Формирование Ведомственного и сводного планов государственного заказа (заказчики, ГРБС, ДГЗ) Процессы контрактной системы автономного округа в настоящее время 7. Приемка результата по контракту: независимый контроль качества (не реализовано, функция заказчика) 5. Заключение контракта (Заказчик, поставщик, ЭТП) 3. Составление плана- графика размещения заказов 6. Контроль за исполнением контрактов по отдельным формальным критериям (контроль цены, сроков - Заказчик) 8. Мониторинг и аудит всего закупочного цикла (не реализовано, за искл. мониторинга в части исполнения контрактов )
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Основные нововведения Закона о контрактной системе 1.Обоснование и нормирование закупок, обязательное общественное обсуждение закупок. 2.Новые способы закупок (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений). Усложнены правила проведения закупок, ограничена возможность применения запроса котировок, закупок у единственного поставщика. Главные способы закупок – конкурс, аукцион. 3.Сокращены случаи закупок по результатам несостоявшихся процедур. 4.Урегулирован процесс исполнения контрактов: экспертиза, банковское сопровождение контрактов, одностороннее расторжение контрактов, обязанность по взысканию неустоек, отчетность. 5.Усиление централизации закупок. 6.Легализация региональных информационных систем. 7.Профессионализация закупок. 8.Закреплена необходимость осуществления мониторинга закупок и аудита в сфере закупок. 9.Предусмотрены новые виды контроля: ведомственный, общественный, финансовый контроль и др. 5
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Структура Концепции Разделы I. Введение Общие положения Обоснование перехода к контрактной системе II. Анализ основных направлений развития процессов контрактной системы автономного округа Процесс планирования закупок Процесс определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Процесс исполнения контрактов Процесс мониторинга закупок Процесс контроля и аудита в сфере закупок III. Управление контрактной системой автономного округа Общие положения Полномочия Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа в сфере закупок Полномочия Депгосзаказа Югры Полномочия Службы контроля автономного округа Полномочия Депфина Югры в сфере закупок Полномочия Счетной палаты автономного округа в сфере закупок IV. Ресурсное обеспечение контрактной системы автономного округа Общие положения Правовое и методическое обеспечение Кадровое обеспечение Техническое обеспечение Финансовое обеспечение План мероприятий по реализации концепции перехода к контрактной системе Ханты- Мансийского автономного округа – Югры 6
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Управление контрактной системой автономного округа (начало) 7 1. ГУБЕРНАТОР И ПРАВИТЕЛЬСТВО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 2. ДЕПГОСЗАКАЗА ЮГРЫ 1.Орган по регулированию контрактной системы (реализация гос.политики, организация мониторинга, методологическое сопровождение закупочной деятельности заказчиков). 2.Уполномоченный орган (определение поставщиков для заказчиков автономного округа, а также НОВОЕ! определение поставщиков для муниципальных заказчиков (по соглашениям и по межбюджетным трансфертам) и НОВОЕ! осуществление полного цикла закупок для отдельных органов исполнительной власти и казенных учреждений). 3. Орган, уполномоченный на ведение, развитие и обслуживание информационной системы, созданной на базе АИС «Госзаказ» Нормативно- правовое регулирование
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Централизация закупок (продолжение) Перечень заказчиковПолномочия заказчиковКто осуществляет Все заказчики автономного округа Новое! Муниципальные заказчики в случае, если закупка осуществляется за счет бюджета автономного округа Новое! Муниципальные заказчики по соглашениям между автономным округом и муниципальным образованием Определение поставщиков путем проведения всех видов конкурсов и аукционов, а также запросов предложений (в отдельных случаях) Депгосзаказа Югры Определение поставщиков путем проведения запросов котировок, запросов предложений (в отдельных случаях) и осуществление закупок у единственного поставщика. Планирование и исполнение контрактов. Соответствующие заказчики Отдельные органы исполнительной власти автономного округа Отдельные казенные учреждения автономного округа Новое! Осуществление полного цикла закупок (от планирования до приемки результатов) Новое! Казенное учреждение, созданное в ведении Депгосзаказа Югры с 1 января 2015 г.
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Управление контрактной системой автономного округа: контрольно-ревизионная деятельность (окончание) 9 3. ЮГРАКОНТРОЛЬ 4. ДЕПФИН ЮГРЫ 5. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ЮГРЫ 1.Контроль в сфере закупок (проведение плановых и внеплановых проверок, рассмотрение жалоб, согласование закупок, рассмотрение уведомлений об осуществлении закупок, применение мер административной ответственности). 2.НОВОЕ! Государственный финансовый контроль в сфере закупок (контроль за обоснованием и нормированием закупок, применением заказчиками неустоек, приемкой по контракту, соответствием использования товара целям закупки ) Контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок и иные документы (с 1 января 2016 года) Аудит в сфере закупок (анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок)
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Ресурсное обеспечение 10 Кадровое Финансовое Техническое Правовое и методическое КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА АВТОНОМНОГО ОКРУГА
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Правовое обеспечение 1.правовые акты о централизации закупок (части 1, 3 статьи 26); 2.порядок функционирования и использования региональной информационной системы в сфере закупок (часть 9 статьи 4); 3.порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов- графиков (части 3, 5 статьи 17, ч. 5, 7 ст. 21); 4.правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг (часть 4 статьи 19); 5.случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок (часть 2 статьи 20, пункт 5 части 3 статьи 112); 6.случаи осуществления банковского сопровождения контрактов (часть 2 статьи 35); 7.дополнительный перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем электронного аукциона (часть 2 статьи 59); 8.порядок осуществления мониторинга закупок для обеспечения нужд автономного округа (части 8, 10 статьи 97 Закона о контрактной системе); 9.порядок осуществления государственного внутреннего финансового контроля (часть 11 статьи 99); 10.порядок осуществления ведомственного контроля (статья 100) и др. 11
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Методическое обеспечение 1.типовая форма решения органа исполнительной власти об осуществлении полномочий заказчиков (часть 5 статьи 26, часть 4 статьи 112); 2.типовые контракты, типовые условия контрактов (часть 7 статьи 112); 3.типовая форма соглашения по организации и проведению совместных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статья 25); 4.типовое положение о контрактной службе заказчика и типовая должностная инструкции контрактного управляющего (статья 38); 5.типовое положение о единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения государственных нужд Ханты - Мансийского автономного округа – Югры (статья 39); 6.сборник иных типовых форм документов (извещения, документации, решение об одностороннем отказе от исполнения контрактов и проч.) 12
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Кадровое обеспечение Система мер: 1.Организационно-штатные мероприятия по созданию контрактных служб, определению контрактных управляющих; 2.Организация переобучения специалистов заказчиков, уполномоченного и контрольных органов; 3.Мероприятия по изменению штатной численности Депгосзаказа Югры и Службы контроля автономного округа. 13
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Контрактная служба заказчика, контрактный управляющий разрабатывают и размещают план закупок, план-график; проводят консультации с поставщиками в целях определения состояния наилучших решений при планировании; обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов; осуществляют подготовку и размещение в ИС документальных отчетов; обеспечивают контроль за исполнением контракта и принимают результаты контракта; участвуют в рассмотрении дел по обжалованию результатов процедур определения поставщиков и ведут претензионную работу. 14
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Обучение сотрудников Закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, а заказчики должны предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц… (ст. 9). Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок… (ч. 6 ст. 38). Состав комиссии по осуществлению закупки включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок (ч. 5 ст. 39). Оптимальная потребность в обучении – не менее 2-3 специалистов каждого заказчика до 1 января 2016 года. 15
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Техническое обеспечение 1.Интеграция с ЕИС 2.Создание новых подсистем (мониторинг закупок) 3. Доработка существующего функционала (планирование, отчетность и проч.) 16 АИС «Госзаказ» Единая информационная система
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Финансовое обеспечение Целевая программа автономного округа «Информационное общество – Югра» на годы. Ведомственная целевая программа Депгосзаказа Югры «Формирование контрактной системы Ханты- Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2016 годы и на период до 2020 года». Ведомственная целевая программа Службы контроля автономного округа 17
© Институт госзакупок РГТЭУ, Шавылина Юлия Александровна, 2013, Итог перехода на контрактную систему автономного округа: системное управление программами 1.ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5. МОНИТОРИНГ, КОНТРОЛЬ и АУДИТ ЗАКУПОЧНОГО ЦИКЛА 4. УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОМ 3. УПРАВЛЕНИЕ КОНТРАКТОМ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТАВЩИКОВ Контроль исполнения программы (конкретных расходов) Оценка эффективности Достижение поставленных целей (координатор программы, заказчик) Корректировка целей, постановка новых задач Утверждение плана КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Спасибо за внимание! ШАВЫЛИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Институт госзакупок РГТЭУ 19