15 октября 2010 г. Павел Шингарев Спикер Нефтесервисы – авангард инноваций в ТЭК Материалы к Международному форуму «Сервис и оборудование для нефтегазовой отрасли России»
Кризис – катализатор объективных тенденций 2 С 2009 года эти процессы ускорились: Произошла продажа нефтесервисных активов нефтяными компаниями. Weatherford приобрела нефтесервисные подразделения ТНК-ВР. Газпром Нефть объявила о поиске инвесторов заинтересованных в покупке Нефтесервисных активов. Есть ожидания, что Башнефть и Славнефть планируют продавать свои нефтесервисы Прошли банкротства небольших нефтесервисных компаний. Эти банкротства приводят к дополнительному предложению активов на рынке (снижая цены на мощности и предоставляя хорошие возможностя компаниям с финансовыми ресурсами) В течение нескольких лет до кризиса 2008 года в отрасли наблюдалась: - постепенная реструктуризация – выделение нефтесервисных активов (сначала в отдельные юр.лица, а потом и за периметр нефтяных компаний) - консолидация/ укрупнение предприятий отрасли В ближайшие несколько лет тенденции к реструктуризации и консолидации будут сохраняться и даже усиливаться. Ожидается рост количества рыночных нефтесервисных компаний и их укрупнение, как в результате слияний/ поглощений, так и в результате активного роста отрасли
Нефтесервисный рынок. Тенденции 3 В 2009г имело место падение рынка на 30%, но уже в 2010 году рост возобновился Нефтесервисные компании преодолели кризис. Имеет место ярко выраженная тенденция роста Конкурентные условия Низкие инвестиции в новые мощности Избыток старых мощностей невостребованных рынком Потеря существенной части персонала Пересмотр стратегий развития с возможной волной вывода сервисов из нефтяных компаний Крупные игроки далее консолидируют долю на рынке Начиная с примерно равных позиций, за период рыночные и нерыночные компании пришли к различным результатам В 2010 году лучшие из рыночных компаний имеют возможность показать лучший результат, чем многие международные компании (на результате которых существенно отразилось падение объемов) Рентабельность нефтесервисных компаний (по данным бухгалтерского учета), за 2005 – 2010 гг. в %
Более чем в 2 раза за 2 года может вырасти объем бурения, продаваемый на рыночной основе Текущее распределение нефтесервисных заказов (по состоянию на 2009г.) Прогнозный порядок распределения нефтесервисных заказов на 2011г с учетом возможной продажи нефтесервисных активов Газпромнефти, Славнефти и Башнефти 151% 216% Структура распределения объемов бурения, в $ млн., 2009г. Сложившийся объем «рыночных» заказов на бурение Объем «нерыночных» заказов на бурение Дополнительный объем «рыночных» заказов на бурение в 2011г.
Управленческие технологии – существенная область повышения конкурентоспособности российских компаний (по сравнению с западными) 5 В чем отечественные компании реально уступают западным: Технологичность (сложные работы и гарантия качества) Производственные технологии (испытания и внедрения НТиТ) Фонд основных средств (своевременное обновление и обслуживание без нарушений) Управленческие технологии (в т.ч. качество планирования/ контроля/ анализа)
Направления развития нефтесервисных компаний 6 …мы уже сейчас располагаем потенциалом для двукратного увеличения эффективности деятельности нефтегазовых компаний. …для сервисных компаний важнее всего параметры эффективности используемого оборудования и технологий – от этого зависят их доходы. Специализированным сервисным компаниям для развития не нужны директивные указания: через них модернизация с инновациями сами потянутся в нефтегазовый сектор. Из интервью Ю.К. Шафраника
Актуальные задачи нефтесервисных компаний в области системы управления 7 Реконфигурация стратегии на основе новых рыночных условий Реализация оптимальной инвестиционной программы Создание прозрачной и упорядоченной системы бизнес-процессов Обеспечение прозрачности структуры себестоимости Создание комплексной системы производственного планирования и контроля Постановка единой системы производственного и управленческого учёта Обеспечение возможности всестороннего анализа затрат, выявления путей их минимизации
Инновационные инструменты совершенствования системы управления в нефтесервисе 8
ISG Consulting Москва, ул. Самотечная, д. 7, стр. 2 тел./факс: +7 (495)