Проектирование курса дистанционного обучения Технологические и методические аспекты
Постановка проблемы Электронный курс, чтобы полностью, по ГОСу, покрывать семестровую учебную дисциплину должен иметь объем текстовой части около 10 авторских листов или (с учетом дополнительных материалов, тестов, глоссария и т.п.) Если в вузе ставится задача полного покрытия электронным контентом всего учебного процесса, то это означает, что необходимо покрыть 300–500 дисциплин в небольшом вузе или 1000 и более дисциплин в классическом университете. Это означает объем только первоначальной работы около 5 тыс. авторских листов, что превышает объем 86-томного словаря Брокгауза и Ефрона. И это для небольшого вуза. Отсюда вывод: те, кто занимаются разработкой электронного контента в вузе, должны понимать, что им предстоит организовать настоящий издательский процесс по всем правилам, с четким разделением бизнес-процессов, с технологическим потоком.
Технология разработки электронного учебного курса у вузе Строгая стандартизация и нормализация контента (авторских материалов, методической составляющей, конечного продукта). Унификация дизайна, сведение его к нескольким шаблонам. Уход от дизайнерских задач в ходе разработки конкретного курса. Дизайн должен быть разработан для всей серии (библиотеки курсов). По возможности уход от понятия «верстка курса» как геометрического расположения материалов курса на страницах (экранах). Максимальный уход от ручного труда на основе унификации и стандартизации. Четкая организация и формализация всех бизнес-процессов создания электронного контента. Организационная составляющая подбор и обучения кадров, входящих в группу разработки контента, четкое распределение ролей, следование унифицированным бизнес процессам ра зработки контента.
Общая структура курса Модульная ПР М1 М2 М3 УЭ11УЭ12УЭ13 УЭ21УЭ22УЭ23УЭ24 УЭ31УЭ32УЭ33
Обоснование необходимости Необходимость реализации гипертекстовой структуры курса; Предоставление обучающемуся возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию; Поэтапное представление материала курса для эффективного усвоения
Понятие модуля Модуль – структурный элемент программы обучения. Включает ориентировочную часть (цели, информационные ресурсы, перечень учебных элементов), информационную часть (учебные элементы, глоссарий), диагностическую часть (тесты и практические задания), рефлексивную часть (анкета для оценки достижений). Состоит из учебных элементов.
Структура модуля
Понятие учебного элемента Учебный элемент – структурный элемент модуля, раскрывающий один из важных элементов содержания. оформляется в виде отдельного документа на бумажном или электронном носителе; включает ориентировочную часть (цели, информационные ресурсы), информационную часть (основное содержание), диагностическую часть (тесты и учебные задания), рефлексивную часть (анкета для оценки достижений)
Правила постановки целей Отражают основное содержание модуля Ориентированы на обучающихся Сформулированы в категориях деятельности (начинаются с глагола, обозначающего, что будет уметь обучающийся) Являются конкретными, измеряемыми, определенными во времени
Глоссарий Глоссарий – перечень основных терминов с раскрытием их содержания. Приводятся аналоги на иностранных языках.
Тестовые задания Тестовые задания – задания, составленные по определенным правилам, ориентированные на проверку того, как усвоен материал учебного элемента или модуля.
Практические задания Практические задания – задания, составленные по определенным правилам, ориентированные на проверку того, как обучающийся может выполнять определенные операции и действия.
Рефлексивная анкета Основная задача анкеты установить: –какие сложности испытал обучающийся при работе с материалами; –каковы достижения обучающегося. Возврат
Построение учебного элемента дистанционного курса Этап 2
Понятие учебного элемента Учебный элемент – структурный элемент модуля, раскрывающий один из важных элементов содержания. оформляется в виде отдельного документа на бумажном или электронном носителе; включает ориентировочную часть (цели, информационные ресурсы), информационную часть (основное содержание), диагностическую часть (тесты и учебные задания), рефлексивную часть (анкета для оценки достижений)
Структура учебного элемента
Связь частей учебного элемента
Организация информационной части УЭ При создании материалов для дистанционного обучения очень важно рационально организовать информационную часть учебного элемента. Самым нерациональным способом представления информации является, пожалуй, текст, поскольку в нем информация не структурирована. Можно назвать следующие способы структурирования информации: схемы, таблицы, списки.
Текстовый способ представления информации Принципиальным в идее ДО является переход от принятого в традиционных видах образования (как очном, так и заочном) "движения учащихся за знаниями" к "движению знаний к учащимся". Использование методов ДО позволяет получать качественное образование в отдаленных районах, реально учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с физическими недостатками, значительно снизить транспортные расходы для получающих образование и т.д. Использование современных средств электронных коммуникаций позволяет обеспечить с умеренными финансовыми затратами контакт между учащимся и преподавателем, удаленными друг от друга на сотни или тысячи километров.
Табличный способ представления информации очноезаочноедистанционное «Знания»«Движение учащихся за знаниями» «Движение знаний к учащимся» Связь с работой Полный отрыв от основной работы Частичный отрыв от основной работы Без отрыва от работы Доступность образователь ных услуг ведущих учебных центров Низкий уровень доступности Средний уровень доступности Высокий уровень доступности
Графический способ представления информации
Представление информации с использованием списков Использование методов ДО позволяет: получать качественное образование в отдаленных районах, реально учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с физическими недостатками, значительно снизить транспортные расходы для получающих образование и т.д., обеспечить с умеренными финансовыми затратами контакт между учащимся и преподавателем, удаленными друг от друга на сотни или тысячи километров.
Преимущества представления информации с использованием схем и таблиц с использованием графических схем можно представить тему целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»; графика помогает наглядно и понятно для себя и других представить структуру информации; когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;
Виды графических схем (1 – кластеры) Графические техники представления информации Ментальные карты Кластеры Денотатные графы Схема «рыбий скелет» Концептуальные схемы положительныеотрицательные
Виды графических схем (2 - ментальные карты)
Виды графических схем (3 – денотатные графы)
Виды графических схем (4 – рыбий скелет)
Деятельность Предложить схему учебного элемента
Разработка тестовых заданий для курса ДО Этап 3
Понятие теста Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной системы проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.
Требования к тестам Общие требования к тестовым заданиям могут быть сформулированы следующим образом: Тестовые задания должны: соответствовать содержанию учебного материала; быть составленными с учетом соответствующих правил; быть проверены на практике (апробированы); быть ясными испытуемому.
Состав тестовых заданий
Инструкция должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи. Инструкция должна сделать так, чтобы задание и способ выполнения были абсолютно ясны любому из испытуемых и не приводили к ошибкам.
Состав тестовых заданий Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания. Можно выделить следующие части вопроса: стимулирующий (стимульный) материал, о котором говорится в вопросе, представлен обычно в виде текста, рисунка, таблицы или другого представления данных; введение – информация, предшествующая вопросу; вопрос - существенная часть вопроса; ограничения ответа – те ограничения, которые нужно учитывать при ответе на вопрос.
Состав тестовых заданий Правильный ответ или оценочная схема – обязательный атрибут любого тестового задания.
Классификация тестовых заданий
Типы тестовых заданий в технологиях ДО Важным признаком дистанционного обучения является то, что обучение происходит на расстоянии, т.е. обучающийся и преподаватель разделены территориально Да Нет
Типы тестовых заданий в технологиях ДО Преподаватели в системе дистанционного обучения называются + тьюторы - инструкторы - учителя
Типы тестовых заданий в технологиях ДО Контроль знаний обучающихся в системе дистанционного обучения осуществляется через: - переписку преподавателя и обучающегося по электронной почте + систему тестов + систему практических заданий и творческих работ + через участие обучающихся в форумах
Типы тестовых заданий в технологиях ДО При конструировании курса дистанционного обучения должна следующая последовательность его разработки (определите нужную последовательность)
Типы тестовых заданий в технологиях ДО Найдите соответствие между технологией дистанционного обучения и ее описанием
Типы тестовых заданий в технологиях ДО Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные ________________ _____________________________________
Типы тестовых заданий в технологиях ДО Контроль знаний обучающихся в системе дистанционного обучения осуществляется через: систему тестов систему практических заданий и творческих работ через участие обучающихся в форумах _________________________________
Деятельность Предложить 2-3 тестовых задания к своему курсу
Разработка практических заданий для курса ДО Этап 4
Роль практических заданий Они направлены на формирование профессиональных умений в определенной предметной области, на постепенное становление компетентности в соответствующей предметной области.
Уровни практических заданий
Структура практических заданий
Критерии выполнения практических заданий ДАНЕТ Размещение заголовка по центру Выделение заголовка прописными буквами Печать основного текста с выравнивание по ширине Выделение слов жирным шрифтом Выделение слов подчеркиванием Выделение слов курсивом Выделение слов курсивом и подчеркиванием Сохранение текста на диске Печать текста на принтере
Критерии выполнения практических заданий Критерий - (от греч. kriterion - средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. (Большая Советская Энциклопедия) Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления. (Педагогический словарь)
Критерии выполнения практических заданий - позволяют оценить качество и эффективность выполнения какого-либо компонента деятельности; - являются важным средством оценивания выполненной работы (оценка может носить количественный или качественный характер); - представляют алгоритм выполнения какого-либо компонента профессиональной деятельности и поэтому содержат важную для обучающегося информацию; - позволяют преподавателю собрать информацию о том, какие компоненты деятельности вызывают сложности у обучающихся, таким образом критерии являются важным средством сбора статистики обучения и позволяют делать выводы о необходимости внесения изменений в процесс обучения.
Критерии выполнения практических заданий 1. Сформулировать название практической работы (задания). 2. Сформулировать основные цели выполнения практического задания в категориях деятельности с ориентацией на обучающегося. 3. Представить алгоритм выполнения заданий в категориях деятельности и с ориентацией на обучающегося. Алгоритм должен конкретизировать и детализировать цели выполнения практического здания с точки зрения раскрытия технологии. 4. Преобразовать формулировки основных этапов алгоритма в формулировки результатов выполнения практического задания. 5. Определить вес каждого компонента, т.е. его вклад в общий результат. 6. Определить условия выполнения или не выполнения общего задания (соотношение выполнено/не выполнено в случае качественной оценки, проходной балл в случае количественной оценки)
Деятельность Предложить вариант практического задания
Организация общения в курсе ДО Этап 5
Процесс общения
1.отправитель решает что-либо сообщить получателю и выбирает способ передачи и кодировки сообщения;
Процесс общения 2. сообщение кодируется отправителем с помощью известного получателю кода или языка;
Процесс общения 3. убедившись в правильности кодирования сообщения, отправитель передает его;
Процесс общения 4. сообщение проходит по каналу связи от отправителя к получателю; последний принимает сообщение;
Процесс общения 5.получатель «декодирует» сообщение;
Процесс общения 6.получатель уясняет смысл сообщения, который вложил у него отправитель;
Процесс общения 7.получатель реагирует на сообщение определенными действиями
Процесс общения Существенной частью процесса общения является обратная связь. Обратная связь – это процесс проверки отправителем правильности декодирования и понимания получателем смысла сообщения. Отправитель задает получателю вопросы и передает уточненное сообщение, добиваясь единого понимания смысла сообщения. Процесс общения не ограничивается передачей сообщения. Истинное сообщение всегда требует активного участия обеих сторон и является двусторонним.
Процесс общения Некоторые действия, позволяющие преодолеть неудачи общения: поощрять собеседника к обратной связи и предоставлять ее собеседнику; стремиться узнать и удовлетворить потребности другой стороны; использовать подходящий язык; уделять больше времени подготовки к общению; проверять правильность понимания собеседником смысла сообщения; задавать дополнительные вопросы для получения разъяснений; выбирать подходящее время и место для организации общения
Процесс общения
Виды общения в курсе ДО
Форум (англ. www-conference, синонимы: конференция, веб- конференция) Форум - это инструмент для общения на сайте. Сообщения в форуме в чем-то похожи на почтовые - каждое из них имеет автора, тему и собственно содержание. Но для того, чтобы отправить ("запостить", от англ. to post) сообщение в форум, не нужна никакая дополнительная программа - нужно просто заполнить соответствующую форму на сайте.
Виды общения в курсе ДО Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в треды (от англ. thread - "нить"). Когда вы отвечаете в форуме на чье-то сообщение, ваш ответ будет "привязан" к исходному сообщению. Последовательность таких ответов, ответов на ответы и т.д. и создает тред. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов.
Виды общения в курсе ДО Чат позволяет многим пользователям одновременно общаться между собой. Чат - это общение в интернете, когда разговор ведется в реальном времени. Содержание чата существует только "здесь и сейчас" - чат выглядит как окно, в котором идет поток сообщений от всех участников чата.
Виды общения в курсе ДО Способы общения Примеры и характеристикиПреимуществаНедостатки ФорумыОбсуждение наиболее актуальных проблем дистанционного курса Охват всех участников курса Можно прочитать сообщение и ответить, когда удобно Затраты времени на написание и чтение Не все, что обсуждается в одинаковой мере важно для всех участников обсуждения ЧатыОбсуждение важных вопросов в режиме реального времени Можно получить немедленный ответ Сообщения стилистически не выверены Опасность отклонения от темы Информация не структурирована ПерепискаМожно конфиденциально обменяться сообщениями с любым участником курса Скорость обмена информации Быстрый ответ Результат обсуждения проблем неизвестен другим участникам курса
Постановка вопросов "Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето". И. Кант
Виды вопросов Закрытый вопрос это вопрос, на который можно дать однозначный ответ ("да", "нет", назвать точную дату, имя или число и т.п.) Например: "Вы живете в Донецке?" "Нет". "Вы водите машину?" "Да". "Какой вуз окончили и когда?" "МГУ, в 1992 году". Открытый вопрос это вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов "почему", "зачем", "каким образом", "каковы ваши предложения", "каким будет ваше решение по поводу" и т. п., а это предполагает развернутый ответ в свободной форме.
Виды вопросов Наводящие вопросы вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ. Основные вопросы открытые или закрытые вопросы, которые планируются заранее. Второстепенные, или последующие, вопросы запланированные или спонтанные, которые задаются для уточнения ответов на основные вопросы
Деятельность Предложить варианты вопросов для обсуждения в форуме Мышление высокого уровня