Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО
Принятая схема Бакалавр Магистр 1 2 Направление подготовки специальности
ФГОС ВПО Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации Требования к результатам освоения ООП
Общие положения Область применения Термины, обозначения, сокращения Общие вопросы
Определения основная образовательная программа - совокупность учебно- методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования;
Определения направление подготовки – совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;
Определения профиль – совокупность основных типичных черт какой- либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержании;
Определения модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
Определения компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы (36 часов); результаты обучения – усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.
Характеристика направления подготовки Квалификация выпускника Нормативный срок обучения Общая трудоемкость ООП Формы обучения
Очная Очно-заочная Заочная Экстернат Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Сроки и трудоемкость ООП 1 учебный год – 60 зачетных единиц Наимено- вание ООП Квалифика- ция (степень) Срок освоения Трудоем- кость, зач.ед. ООП бакалавров 62 Бакалавр 4 года240 ООП магистров 68 Магистр2 года120
Характеристика профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности Задачи профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности бакалавров включает: методы, способы и средства получения веществ и материалов с помощью физических, физико-химических и химических процессов, производство на их основе изделий различного назначения;методы, способы и средства получения веществ и материалов с помощью физических, физико-химических и химических процессов, производство на их основе изделий различного назначения; создание, внедрение и эксплуатациюсоздание, внедрение и эксплуатацию...
Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: химические вещества и материалы; методы и приборы определения состава и свойства веществ и материалов; оборудование, технологические процессы и промышленные системы получения веществ, материалов, изделий; методы и средства оценки состояния окружающей среды и защиты ее от влияния промышленного производства, энергетики и транспорта.
Виды профессиональной деятельности бакалавров: производственно-технологическая; организационно-управленческая, научно-исследовательская; проектная; монтажно-наладочная; сервисно-эксплуатационная и т.д.
Задачи профессиональной деятельности бакалавров производственно-технологическая организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования; организация входного контроля сырья и материалов; контроль за соблюдением технологической дисциплины;
Задачи профессиональной деятельности бакалавров научно-исследовательская изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований; и т.д.
Задачи профессиональной деятельности бакалавров организационно-управленческая составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование (и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам; выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
Задачи профессиональной деятельности бакалавров проектная сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования технологических процессов и установок; расчет и проектирование отдельных стадий технологического процесса в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;
Требования к результатам освоения ООП Компетенции Общекультурные Общепрофес- сиональные По видам деятельности Профессиональные
Общекультурные компетенции владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); - умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
Общепрофессиональные компетенции использует основные законы естественно- научных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-1); способен использовать знания о современной физической картине мира, пространственно- временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ОПК-2);
Профессиональные компетенции Профессиональные компетенции формулируются по видам деятельности: производственно-технологическая; организационно-управленческая, научно-исследовательская; проектная;
Структура ООП бакалавра Циклы гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; разделы: физическая культура; учебная и производственная практики; итоговая государственная аттестация.
Структура ООП бакалавра Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) часть, устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.
Структура ООП бакалавра Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Структура ООП бакалавра (пример) Код Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисцип- лин для разработ- ки примерных программ, учебников и учебных пособий Код форми- руемых компе- тенций Б.2 Математический и естествен- нонаучный цикл Базовая часть: В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: основные понятия и методы математического анализа, теории веро- ятности и математической статистики Уметь: использовать математические методы в технических приложениях………. Владеть:………………………………… Математика, Физика, Химия, Экология, Теоретическая механика ПК-2 ПК-4 Вариативная часть: (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Особенности ФГОС ВПО Направление подготовки, специальности Цели воспитания и обучения (в ООП вуза) Разработка совместно с работодателями Ориентация на результат Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%