Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем
Велика роль воздействия художественной литературы на умственное, эстетическое и речевое развитие дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки) являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Показателем богатства речи является: достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи. Понятие «связная речь» относится как к диалогической (т.е. разговорной), так и монологической (рассказывание) формам речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение: рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.); устному сочинению по воображению; пересказу.
Во время пересказа можно включать упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения.
Методическое пособие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Метод моделирования – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе этого метода лежит принцип аналогии. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при протекании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов. При помощи «моделей-гипотез» раскрываются связи между элементами учебно-воспитательногопроцесса, создаются рекомендации по совершенствованию последнего. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание, средства внутри текстовой связи.
Абстрактные символы – это замещение слов и замечаний, стоящих в начале каждой части повествования и рассуждения. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир самостоятельного составления рассказа.
Картинки–заместители являются опорой для конструирования, восприятия, анализа, воспроизведения новых моделей и самостоятельного рассказывания и рассуждения.
Картинно–схематический план формирует обобщённые представления о логической последовательности текста, ориентирует в самостоятельной деятельности.
Сериационный ряд и двигательное моделирование – это замещение одних объектов другими, замещение происходит с помощью кругов, прямоугольников, отличающихся цветом и величиной. Эти модели учат самостоятельно разыгрывать сказки, рассказы, пересказывать их, гибко сочетая «логику» с эмоциональной и художественной выразительностью.
Временно–пространственная модель учит не только видеть и передавать «логику» основных событий, но и как – то относиться к этим событиям, понимать их смысл.
Эти схемы используются для последовательного, логического описания игрушек, натуральных предметов, времён года. Они отражают определенные символики основные микротемы описания. Такие схемы составлены для каждой лексической темы и в её рамках являются универсальными для любого предмета, явления.
Дидактические игры с наборами моделей учат дошкольников раскрывать обобщённое содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети упражняются в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели.
Коллаж способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет несвязные, на первый взгляд, между собой картинки. Происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов.
Мнемоника или мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием - развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, восприятия.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование схем, таблиц, моделей помогают детям: преодолеть различные затруднения; самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания.
С помощью метода моделирования – использования схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем: активизируется словарный запас; расширяется круг знаний об окружающем мире; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией; свободно пересказывают сказки, рассказы, как на занятиях, так и в повседневной жизни; развивается фантазия и творческое воображение детей.
Существует ряд требований к использованию моделирования: модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета; модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка; модель должна быть доступной детям в повседневной жизни; модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления; одновременно можно использовать модели только одного вида.
С помощью схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятие, так и в повседневной жизни; у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
РЕПКА
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!