Теоретические и методические основы обучения выразительному чтению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ 5» г. Брянска , г.Брянск, микрорайон.
Advertisements

Техника речи и её характеристики.. Техника речи это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Липецка МАСТЕР – КЛАСС : «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКИХ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 «Пчёлка»
Компетенция – способность применять знание, «знание в действии». Компетенция – интегральное качество, сочетающее в себе знания, навыки и мотивацию.
Восприятие текста Лингвистический анализ текста Выразительное чтение Заучивание наизусть Письмо по памяти Творческая работа.
Культура речи педагога «Искусство говорить с детьми» «Каждое произнесённое тобой слово – Живое. Оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объем,
Формирование интонационной стороны речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Семинар Подготовила и.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
1. Вводная беседа или вводное слово учителя. 2. Образцовое чтение. 3. Чтение учениками текста про себя. 4. Коллективное членение на части, звенья, периоды.
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
Говорение как вид речевой деятельности Вопросы 1)Определение говорения как вида речевой деятельности 2)Свойства говорения 3)Средства выразительности говорения.
Пронина И. А., зам. зав. ВМР МДОУ 18. чёткая артикуляция звуков родного языка правильное произношение правильное речевое дыхание умение использовать достаточную.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ ТЕМП РИТМ ВЫСОТА И СИЛА ГОЛОСА УДАРЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ Учитель- логопед первой квалификационной категории Муниципального образовательного.
НАВЫК ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ – ЭТО НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ОБОГАЩЕНИЯ ЗНАНИЯМИ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА, ЕГО.
Способы выработки беглого и выразительного чтения Описание системы работы.
Развитие выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, через организацию театрализованной деятельности.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Урок развития речи в 5 классе Тема: «В поисках смысла» Гасанова Н. М.
Транксрипт:

Теоретические и методические основы обучения выразительному чтению

Выразительное чтение в методике преподавания К.Д.УшинскийМ.А.Рыбникова С.И.ЛьвоваЛ.А.Введенская А.С.Макаренко Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал! Саади «Выразительно читать, говорить - это значит действовать словами, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий». Л.А.Введенская

совершенствование навыка чтения (правильность, беглость, сознательность); формирование читательских умений по работе с текстом; развитие речи, мышления, воображения учащихся; нравственное и эстетическое воспитание учащихся Задачи выразительного чтения

Средства выразительного чтения интонация. техника речи невербальные средства.

Интонационные средства выразительности логическое ударение пауза, темп, ритм голос мелодика речи Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия

Логическое ударение Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста! К.С.Станиславский Основные правила постановки логического ударения (В.Аксёнов «Искусство художественного слова»): 1. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. 2. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением. 3. При сопоставлении постановка логического ударения предыдущему правилу не подчиняется. 4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего? 5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.

Пауза, темп, ритм речи Пауза- остановка, перерыв в звучании (логическая, психологическая) Темп – скорость чтения (медленный, замедленный, ускоренный, быстрый) Ритм – чередование звучащих отрезков речи и пауз (связан с равномерностью дыхательных циклов)

Мелодика речи Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной. К.С.Станиславский Мелодика речи – это движение голоса по звукам разной высоты. Знаки препинания являются в том числе и указателями мелодических рисунков (фигурами мелодии). Мелодика сводится к трем мелодическим типам: Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим слово и после него слова произносятся более низким тоном. Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром выступает ударный слог слова. Некоторые конструкции произносятся как законченные в смысловом отношении. Конечная произносится на более низком тоне.

Основные свойства г олоса Тембр – это природная специфическая окраска голоса, придающая речи экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр голоса часто называют «окраской звука», «колоритом» или просто «цветом голоса». Тон голоса – эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Сила голоса это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Высота голоса это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Благозвучность голоса - чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.).

Техника речи (по М.А.Рыбниковой) дыхание дикцияорфоэпия свободное, глубокое, частое, незаметное ясное, отчётливое произношение звуков нормативное произношение

Невербальные средства мимика жесты телодвиженияпозы Правила использования: при чтении следует избегать механических жестов, не оправданных психологически; характер неязыковых средств должен зависеть от ситуации и содержания высказывания; неточное, чрезмерное использование невербальных средств затрудняет восприятие текста

Методические рекомендации Методист Б.А. Буяльский предлагает для работы по обучению выразительному чтению продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке: вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста; вопросы, побуждающие представить нарисованную автором картину; вопросы, помогающие определить отношение автора к изображаемому им, его чувства, настроения; вопросы, цель которых – выяснить отношение учащихся к произведению; вопросы, подталкивающие учащихся к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.

Использованная литература и интернет-ресурсы: 1.Астафьева О.В., Денисова А.В. Детская литература: Выразительное чтение. – Москва: Академия, Бродовский М.М. Руководство к выразительному чтению. – СПб.: Интеллект, Кубасова О.В Выразительное чтение: методика обучения детей. – Москва: Академия, Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – М.: Альфа, Найденов Б.С. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение,

Автор презентации – методист по русскому языку и литературе МОУ ГИМЦ Токаева Наталья Викторовна Брянск -2011