Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Цель урока: ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени ( -ом-, -ем-, -им-). Работа по развитию речи: конструирование предложений, словосочетаний. Повторение: написание безударных личных окончаний глаголов; написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Ход урока I. Проверка домашнего задания упр.96
Исправьте предложения. Ребята, сделающие модели самолётов, будут премированы. Ребята, сделающие модели самолётов, будут премированы. Туристы, увидящие красоты озёр Карелии, никогда не забудут их. Туристы, увидящие красоты озёр Карелии, никогда не забудут их. Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят её героев. Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят её героев. Ребята, сделавшие модели самолётов, будут премированы. Ребята, сделавшие модели самолётов, будут премированы. Туристы, увидевшие красоты озёр Карелии, никогда не забудут их. Туристы, увидевшие красоты озёр Карелии, никогда не забудут их. Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят её героев. Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят её героев.
II. Повторение Глаголы II спряжения Все на ить и глаголы- исключения: Гнать, держать, смотреть и видеть, Слышать, дышать и ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть.
Составьте новое слово, взяв из данных слов указанные значимые части. прекрасный прекрасный описать описать доля доля потчевать потчевать борющегося борющегося колющий колющий преодолевающий преодолевающий
Составьте словосочетания и предложение с причастным оборотом. Человек, свою, преодолевающий, успешно, многого, лень, может добиться. Человек, свою, преодолевающий, успешно, многого, лень, может добиться. Человек, успешно преодолевающий свою лень, может многого добиться. Человек, успешно преодолевающий свою лень, может многого добиться.
III. Изучение нового материала
Рассуждайте так: оберега..мый участок – причастие оберега..мый образовано от глагола оберегать I спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву е: оберегаемый участок. оберега..мый участок – причастие оберега..мый образовано от глагола оберегать I спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву е: оберегаемый участок. вид..мые звёзды – причастие вид..мые образовано от глагола видеть II спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву и: видимые звёзды. вид..мые звёзды – причастие вид..мые образовано от глагола видеть II спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву и: видимые звёзды.
IV. Закрепление нового материала
Образец: отправлять (I спр.) - отправляемый прикрывать прикрывать решать решать возводить возводить сооружать сооружать оберегать оберегать видеть видеть ранить ранить ( 1спр.) - прикрываемый (1спр.) - решаемый (2спр.) - возводимый (1спр.) -сооружаемый (1спр.) - оберегаемый (2спр) - видимый (2спр.) - ранимый
Вывод: при написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжение глагола.
Игра «Корректор» Исправьте предложения. Ухажёр, гонимый ветром, не пришёл на встречу. Цветы, обучаемые на уроке, красивы. Тучи, редактируемые корректором, обещали дождь. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим. Повесть, поливаемая садовником, известна всем. Дети, купленные в зоомагазине, станут грамотнее.
Игра «Корректор» Исправленные предложения. Ухажёр, назначивший даме свидание, не пришёл на встречу. Цветы, поливаемые садовником, красивы. Тучи, гонимые ветром, обещали дождь. Попугай, купленный в зоомагазине, оказался говорящим. Повесть, редактируемая корректором известна всем. Дети, обучаемые на уроке, станут грамотнее.
Итог урока: С какими причастиями мы познакомились сегодня на уроке? С какими причастиями мы познакомились сегодня на уроке? В суффиксах страдательных причастий настоящего времени В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем-, -им- пишется: -ем-, -им- пишется: буква е, если … буква е, если … буква и, если … буква и, если …
Домашнее задание Упражнение 102, 107 ( диктант). Упражнение 102, 107 ( диктант). Образец: уважаемый коллективом, изучаемый школьниками…
Урок-презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Урок-презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ 14 г. Энгельса МОУ «ООШ 14 г. Энгельса Рахимкулова Мария Владимировна Рахимкулова Мария Владимировна