Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Познание окружающего мира
Advertisements

Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе,
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Методы, применяемые в естествознании
Методология научного исследования. Сущность научного познания Научное познание представляет собой научное исследование, имеющее определенную природу,
ПОЗНАНИЕ МИРА. o Этапы (виды) познания. o Истина и её критерии. o Наука и особенности научного познания, виды наук. o Многообразие форм ненаучного познания.
Методы познания химии Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического.
Виды и методы познания. Обыденно- практическое Религиозное МифологическоеХудожественное Научное Научное познание - высший вид познавательной деятельности.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Транксрипт:

Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе.

Основные особенности научного познания: объективность добываемого знания; развитость понятийного аппарата (категориальноcть); рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; проверяемость; высокий уровень обобщения знаний; универсальность; использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Научное познание универсально, ибо может сделать предметом своего исследования любой феномен.

Уровни научного познания: Эмпирический Теоретический Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений

Формы научного познания: Научный факт Проблема На основе научного факта выводится эмпирический закон. На основе проблемы строится гипотеза и теория.

Методы научного познания: Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация. Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация.

Научный факт (лат faktum – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого язык. Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующая ответа.

Проблема Теоретическая Практическая Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких- либо явлений, объектов, процессов. Гипотеза – (гр. hupothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

В ходе проверки гипотезы 1) Превращаются в теории 2) Уточняются и конкретизируются 3) Отбрасываются как заблуждение Теория (гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Структура теории Исходные основания: фундаменталь ные понятия и принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы. Идеализиров анный объект данной теории Логика и методология, применяемые для построения теории Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.

Ключевой момент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов. Метод понимается как орудие, средство познания. В методе познавания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя) Объективность Cтрогость Характеристика научного метода

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент НаблюдениеЭксперимент Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации и естественной ограниченности человеческих органов чувств Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающий факторов; материальное воздействие на объект или условие; измерения с применение соответствующих технических устройств

К универсальным методам научного познания относится анализ и синтез АнализСинтез Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части Процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей

Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза – органическая, внутренне необходимая Неразрывно связаны между собой методы дедукции и индукции, которые обуславливают друг друга в процессе познания

ИндукцияДедукция Путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение Доказательство или выведение утверждения из одного или нескольких других утверждений на основе законов логики, носящее достоверный характер

Универсальным методом научного познания является аналогия – сходство неотождествленных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.