ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ К НАУКЕ Каково отношение религии к науке сегодня? Возможно ли сосуществование? Взаимообогащение?
Два направления в современной религии РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ МОДЕРНИЗМ Отстаивание богословами традиционного истолкования сущности, задач и способов функционирования религии Стремление теологов освободить религию от догматизма и развивать её, учитывая особенности современной эпохи
Религия и наука в прошлом научные открытия вступили в противоречие с традиционными христианскими догмами ВОЙНА РЕЛИГИИ И НАУКИ ЗОО лет назад
Причины конфронтации религии и науки недоразумение в результате непонимания или неверной интерпретации Священного Писания, т.к. занятия наукой предписано людям Богом; христианские теологи, сталкиваясь с научными теориями, противоречащими их представлениям о мире, предпочитали их не анализировать, а объявлять не согласующимися с Писанием и отвергали; отвергая научные идеи, богословы считали, что защищают веру в Библию, в то время как защищали только свои собственные интерпретации Библии; институционализация церковного учения расколола пути церкви и науки, приверженность авторитетам, традиционным путям сбора и передачи информации противоречила быстро развивающейся науке; Виновны обе стороны? И наука, и религия перешли границы своих областей.
Знание лучше, чем вера? Почему прогресс человечества связывают сегодня только с наукой, а религию трактуют как антитезу науке?
Возможен ли союз религии и науки? 1 направление: сфера компетенции теологии – духовное в человеке и истории; методы науки и религии принципиально различны; религия и наука должны заниматься только своими проблемами и не вмешиваться в дела друг друга. НО: если религия занимается Богом, человеком, а наука природой, то неясно, в чью компетенцию будет входить анализ взаимоотношений человека и мира, Бога и природы.
Возможен ли союз религии и науки? 2 направление: Отношения между религией и наукой должны строиться на основе установления контактов, союза между ними; Полное адекватное постижение действительности возможной только при условии объединения научного и религиозного способов познания.
Как читать библию сегодня? Трактовки библейских повествований о творении мира: «дни» – геологические эпохи; библейские дни- не дни творения, а дни откровения, обозначающие время, когда Бог «открывал» Моисею то, что он сделал;
Теологические модели Бога-творца и его отношения к миру СРЕДНИЕ ВЕКА МИР БОГ Бесконечно разнообразен и все в нем целесообразно Бог- «монарх», правитель, господствующий над миром
Теологические модели Бога-творца и его отношения к миру НОВОЕ ВРЕМЯ МИР БОГ Причинно определенное целое, в котором все происходит в конечном счете на основе законов механики Бог- «часовщик», налаживающий и пускающий в действие «часовой» природный механизм
Теологические модели Бога-творца и его отношения к миру СОВРЕМЕННОСТЬ МИР БОГ Процесс, в котором осуществляется единство необходимого и случайного Бог- процесс, творя мир, он развивается сам
Религия и наука дополняют друг друга? Два варианта интеграции религии и науки: Использование научных открытий для защиты традиционных религиозных догматов и развития теологических доктрин; Религия и наука, опираясь на философию, должны активно участвовать в формировании согласованного мировоззрения, в создании единой, целостной картины мира.
Научные открытия Поддерживают религиозные догматы Изменяют религиозные доктрины Формируют мировоззрение, создают единую картину мира. Религия