Занятие 8: Естество Иисуса
8.1 Введение 1Тим 2:5: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».
Если есть только один (един – церковнославянское один) Бог, то невозможно, чтобы Иисус был таким же Богом. Если Отец – Бог и Иисус – Бог, то получается два Бога. «Но у нас один Бог Отец» (1Кор 8:6). А значит, «Бог Отец» - единственный Бог. А потому невозможно существование еще какой-то Его части, называемой «Богом Сыном», как о том толкуют приверженцы Троицы. В Ветхом Завете также говорится о Яхве, как об единственном Боге, Боге Отце (напр., Ис 63:16; 64:8).
1Тим 2:5: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». и посредник между Богом и людьми один, человек Христос Иисус. И то, что Он посредник, уже говорит об их различии.
1Тим 2:5: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Христос Иисус стоит посередине между Богом и человеками, между безгрешным и совершенным Богом и грешным, немощном человечеством. «Человек Христос Иисус» – не оставляет нам никаких сомнений по поводу естества Христова. Даже после воскресения, прославления и превознесения Иисуса Христа, Апостол не называет Его «Богом Христом Иисусом», а продолжает называть его Человеком.
8.2 Разница между Богом и Иисусом
Разница между Богом и Иисусом Бог «Бог не искушается» (Иак 1:13). Бог не может умереть, Он бессмертен по Своему естеству (Пс 89:3; 1Тим 6:16). Бог не может быть видим людьми (1Тим 6:16; Исх 33:20). Иисус Иисус, «подобно нам, искушен во всем» (Евр.4,15). Христос умер и был мертв три дня (Мф.12,40; 16,21). Иисуса не только видели, но и «осязали» (1Ин.1 особенно подчеркивает это).
8.3 Естество Иисуса
Искушен во всем подобно нам «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем» (Евр 4:15). Искушения порождаются внутри нас (Мк 7:15-23), от наших собственных похотей (Иак 1:13-15). А потому было необходимо, чтобы и Иисус Христос был точно таким же как и мы, чтобы испытать те же искушения, преодолеть их и остаться безгрешным.
В нашем естестве Евр 2:14-18: «А как дети (мы) причастны плоти и крови (нашего естества), то и Он (Иисус Христос) также воспринял (стал таким же – современный перевод) оные, дабы смертью лишить силы (буквально - разрушить, уничтожить)… диавола… ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».
«Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк 10:17,18). Иисус «знал всех (= всё), и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке» (Ин 2:23- 25).
8.4 «Человек Христос Иисус»
Иисус утрудившись сел у колодца, чтобы утолить жажду (Ин 4:6). Иисус плакал, когда умер Лазарь (Ин 11:35). Молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (страдания и смерть на кресте); впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39), что говорит о том, что желания Иисуса иногда несколько отличались от воли Бога. «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил» (Мф 27:46)?
Возрастание Иисуса С самого раннего детства Иисус «преуспевал в премудрости и возрасте (духовном – Еф 4:13), и в любви у Бога и человеков» (Лк 2:52). «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию (т.е. повиновению Богу), и, совершившись (т.е. став совершенным духовно), сделался для всех послушных Ему (через подобное же духовное усовершенствование) виновником спасения вечного» (Евр 5:8,9).
Необходимость спасения Самого Христа Иисус «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоволение» (Евр 5:7). То, что Он умалял Бога о Своем спасении от смерти, прочь прогоняет последние сомнения в том, что Он был таким же Богом, как Отец. Только после Его воскресения, смерть перестала иметь над Ним власть (Рим 6:9), до воскресения же Он мог умереть. Как все.
«Бог… воскресил Иисуса…Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя» (Деян 5:30,31). «Бог… прославил Сына Своего Иисуса… Сего Бог воскресил из мертвых» (Деян 3:13,15).
8.5 Взаимоотношения между Богом и Иисусом
«Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор 11:3). Так и «Христос – Божий» (1Кор 3:23). То, что Его, даже после воскресения и прославления Иисуса Христа, продолжают называть Богом Господа нашего Иисуса Христа (1Пет 1:3; Еф 1:17), показывает Их сегодняшние отношения между Собой, которые не изменились с тех пор, когда Иисус был на земле.
Он говорит о «храме Бога Моего», об имени «Бога Моего» и новом Иерусалиме, нисходящем «с неба от Бога Моего» (Откр 3:12). Даже сейчас Отец остается для Христа Его Богом, а это значит, что Он Сам никак не может быть точно таким же Богом. Он говорил о восхождении «к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17).
Занятие 8: Вопросы 1. Говорит ли Библия, что Бог – Троица? 2. Назовите три разницы между Богом и Иисусом Христом. 3. Чем Иисус Христос отличался от нас? Он никогда не грешил; Он был Единородным Сыном Божиим; Он не мог грешить; Бог понуждал Его к праведности. 4. Чем Иисус Христос был схож с Богом? у Него было Божие естество во время жизни на земле; Он, как Бог, был совершенен духовно; Он, так же как Бог, много знал; Он был во всем равен Богу. 5. Чем Иисус Христос походил на нас? Он жил такой же жизнью, как все люди, испытывая такие же искушения; Он грешил в детстве, как и любой другой малыш; Он, как и все, нуждался в спасении; у Него было человеческое естество. 6. Что из нижеследующего истинно? Иисус Христос был совершенен как по духу, так и по Своему естеству; у Иисуса Христа было грешное естество, но совершенный дух; Иисус одновременно был Самим Богом и Человеком; у Иисуса Христа было естество Адама до его грехопадения. 7. Мог ли Иисус Христос грешить?