Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации ( церковь, религиозную общину ).
…Есть Бог, есть мир, они живут во век, А жизнь людей мгновенна и убога, НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК, Который любит мир и верит в Бога. Н.Гумилёв
Цели урока : Обучающая : Определить роль религии как одной из форм культуры. Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию Воспитательная : Подвести учащихся к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом. Сформировать толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий. Развивающая : Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками и литературой.
Задачи урока : Познакомить учащихся с сущностью религии. Показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества. Основные идеи каждой из мировых религий.
План урока: Подходы к определению понятия «религия». Роль религии в жизни общества. Главные подходы к изучению религии. Исторические этапы формирования религий. Элементы структуры религии. Уровни религиозного сознания. Исторические формы развития религии. Мировые религии
Подходы к определению понятия «религия» Цицерон Фома Аквинский Религия – это то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам; что имеет смысл, если толь- ко они замечают это, и сели есть роду челове- ческому от бессмертных богов некое воздаяние. Религия – это «ordo ad Deum» (подчинение Богу).
Подходы к определению понятия «религия» Религия – это познание всех наших обязаннос- тей как божественных заповедей (религия – это не просто взгляд на мир, а жёсткие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распреде- лять свои усилия). И.Кант Религиозная вера всегда создаёт психологическую устремлённость, указывающую индивиду направления и нормы жизни, определённое поведение и убеждение в его правильности. М.Вебер
Религия – это единственное, что объединяет людей на основе общих ценностей и целей. Ре- лигия – это коллективная деятельность, в кото- рую вовлечена социальная группа. Церковь – это всякая общность людей, возникающая на религиозной основе. Э.Дюркгейм Религия – это единственное, что узаконивает су- ществование любого общества, санкционируя действующие в нём нормы. Т.Парсонс Подходы к определению понятия «религия»
Нет никакого предмета, в отношении которого мнения расходились бы так сильно, как в отношении природы религии. Дж.Фрэзер Религия – это любая разделённая группой система мышления и действий, позволяющая индивиду вести осмысленное существование и дающая объект для преданного служения. Э.Фромм Подходы к определению понятия «религия»
Религия – это система верований и ритуалов, с по- мощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Н.Смелзер Религия – это пребы- вание меня в Боге и Бога во мне. П.Флоренский Религия – это проекция нереализованных устрем- лений и чаяний человечества. Л.Фейербах Подходы к определению понятия «религия»
Религия – это опиум народа. Религия – это са- мосознание и самочувствование человека, ко- торый или ещё не обрёл себя, или уже снова потерял себя. К.Маркс Религия – это фантастическое отражение в го- ловах людей сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни; отражение, в котором земные силы принимают форму не- земных. Ф.Энгельс Подходы к определению понятия «религия»
Главные подходы к изучению религии Богословско- теологический НаучныйФилософский рассматривает религию «изнутри» Религия – это особое явление, обеспечивающее связь человека с Богом, сверхприродное явление, имеющее надобщественный статус. изучает религию «извне» Изучает различные аспекты религии, например особенности психологии верующих (психология), язык Библии (лингвистика). изучает религию «извне» Стремится объяснить религию как элемент духовной культуры; характер- на универсальность и критичность. Религия – это мировоззрение, основанное на вере в существование Бога, сверхъестественных сил, управляющих миром; комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала и иных форм практики, базирующейся на экзистенциальных переживаниях и ожиданиях человека. Главные подходы к изучению религии
Универсальный механизм регуляции человеческой деятельности : организует повседневную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.
Религиоз - ные организа - ции Религиозное сознание Религиоз - ный культ
убежденность в существовании объектов, обладающих сверхъестественными свойствами ; убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения ; убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Убежденность или Вера
3 Массовое Преобладает эмоциональная составляющая 2 Рационально оформленное Понимание содержания вероучения 1 Богословие ( теология ) Учение транслируется и интерпретируется
Исторические этапы формирования религий Ранние религиозные верования фетишизм – наделение реальных предметов сверхъестественными ка- чествами, а также покло- нение им анимизм – вера в ду- хов и души умерших магия – суеверные дей- ствия с целью оказать влияние сверхъестест- венным образом на че- ловека, предмет или явление тотемизм – вера в сверхъестественную ро- довую связь между людьми и животными, а также поклонение им Теизм (учение о «божественном» в реальности) Политеизм (учение о существовании многих богов) Монотеизм (единобожие) Исторические этапы формирования религий
регулирование поведения индивидов, социальных групп ( заповеди, моральные каноны различных религий ); воспитательная функция ( побуждает к усвоению позитивных нравственных ценностей, достойному поведению ); мировоззренческая функция ( наличие системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире );
компенсаторная функция ( религия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения религиозным общением ); коммуникативная функция ( религия - средство общения верующих : диалог с Богом и с другими верующими. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий. интегративная функция ; культурная функция состоит в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества.
Исторические формы развития религии Этноплеменные религии Национально-государственные религии Синтоизм, индуизм, конфуцианство и др. Мировые религии Буддизм, христианство, ислам Исторические формы развития религии
,
Буддизм возник в Древней Индии в VIV вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение « высшей истины » - нирваны. Буддизм старейшая мировая религия. два пути спасения хинаяна (« узкая колесница »), доступной только монахам, и махаяна (« широкая колесница »), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя.
учение о четырех благородных истинах :
Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, отсюда культ Мадонны в католицизме. наряду с адом и раем, признает существование чистилища и возможность искупления грехов уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых дел признает исхождение Святого Духа только от Бога Отца. не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры
Слово ислам означает « покорность воле Бога ». Арабское слово Аллах означает Бог Бог посылал человечеству множество пророков, чтоб научить людей как жить согласно Его законам Иисус, Моисей и Авраам почитаются как пророки Бога Мусульмане верят, что последним пророком был Мухаммед Мусульмане основывают свои законы на священной книге Коран и священном предании Сунна Сунна это описание жизненного пути Пророка Мухаммеда
объявление веры ; совершение молитвы пять раз в день ; пожертвования для нуждающихся ; соблюдение поста ; совершение паломничества в Мекку.
Мировоззренческая Регулятивная Коммуникативная Компенсаторская Культурная Фактор интеграции общества
Государство нейтрально в вопросах религиозной веры Принцип отделения религиозных организаций от государства Государственное образование носит светский характер Гарантия возможности свободно отправлять свой культ