ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Advertisements

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Руководитель группы академик РАО А.Г.Асмолов Москва, 2010.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ФГОС НОО г Учитель начальных классов Созонова О.В.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Транксрипт:

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Развитие умения учиться как «компетентности к обновлению компетенций» составляет цель образования и ключевое условие роста конкурентноспособности личности, общества и государства

Теоретико-методологическая основа программы УУД Культурно-историческая концепция (Л.С.Выготский) Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) Учение о ведущей роли обучения для развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) Учение о психологическом возрасте (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин) Теория «задач развития» (Р.Хевигхерст)

Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

Функции универсальных учебных действий 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности - готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, - формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обучения - формирование целостной картины мира; - формирование компетентностей в любой предметной области познания; - усвоения знаний, умений и навыков;

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Личностные (самоопределение, смыслообразование и мотивация, нравственно-этическая ориентация и моральное действие) Коммуникативные (взаимодействие, кооперация/сотрудничество, интериоризация) Познавательные (общеучебные, включая знаково- символические; логические, постановка и решение проблем) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)

Программа формирования универсальных учебных действий устанавливает ценностные ориентиры образования; определяет состав и характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному, основному и полному общему образованию.

Программа формирования универсальных учебных действий Определяет возрастно-специфические формы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД Определяет перечень базовых модельных УУД Выделяет условия и факторы развития УУД Учитывает психолого-педагогические рекомендации по организации формирования УУД с учетом содержания учебных предметов Определяет систему типовых задач для оценки сформированности УУД

Программа развития УУД в начальной школе. Личностные результаты внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика», широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; осознание своей этнической принадлежности;

Программа развития УУД в начальной школе. Личностные результаты ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; установка на здоровый образ жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей

Программа развития УУД в начальной школе. Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения Итоговый и пошаговый контроль по результату Адекватное восприятие и понимание оценки учителя Дифференциация способа и результата действия Адекватная оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Программа развития УУД в начальной школе. Познавательные УУД Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач; Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделение существенной информации из текстов разных видов; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Синтез как составление целого из частей Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям Установление причинно-следственных связей Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Обобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза Установление аналогий Общий прием решения задач

Программа развития УУД в начальной школе. Коммуникативные УУД Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве Умение формулировать собственное мнение и позицию Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет Умение задавать вопросы Умение контролировать действия партнера Умение использовать речь для регуляции своего действия Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог

Программа развития УУД для основного и полного общего образования Основные результаты

Личностные результаты Основы гражданской идентичности личности на основе самоопределения, включая когнитивный компонент– знание о принадлежности к данной социальной общности; ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности; эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых; и поведенческий – участие в общественно- политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива Формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции Формирование субъектности учебной деятельности как основа самообразование Готовность к выбору предпрофильного и профильного образования Развитие морального сознания на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентация на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам другим, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Коммуникативные УУД Учет разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве Формулирование собственного мнения и позиции, ее аргументация и координация с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Коммуникативные УУД Взаимный контроль и оказание необходимой взаимопомощи в сотрудничестве Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности; Умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью. уметь строить монологическое контекстное высказывании Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

Коммуникативные УУД Управление поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умение убеждать Умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Владение основами коммуникативной рефлексии Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Умение отображать в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи; так и в форме внутренней речи

Познавательные УУД Основы реализации проектно-исследовательской деятельности; умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет Создание и преобразование моделей и схем для решения задач Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Структурирование текстов, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий Определение понятий Установление причинно-следственных связей Умение работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов

Познавательные УУД Логическая операция установления родо-видовых отношений, ограничение понятия Обобщение понятий –логическая операция перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом Сравнение, сериация и классификация на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций Классификация на основе дихотомического деления (на основе отрицания) Логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования Основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения

Регулятивные УУД Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; Самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Планирование путей достижения целей Установление целевых приоритетов Самостоятельное управление и контроль своего времени Принятие решений в проблемной ситуации на основе переговоров Констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания Адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации Основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса

Регулятивные УУД Осуществление учебной и познавательной деятельности как «поленезависимой» и помехоустойчивой Познавательная рефлексия в отношении действий по решению учебных и познавательных задач Адекватное оценивание объективной трудности как меры фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи Адекватное оценивание своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности Основы саморегуляции эмоциональных состояний Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей