Комплексное медиаобразование – путь в ХХI век Медиаобразование в развитии личности Бондаренко Е.А. Лаборатория медиаобразования ИСМО РАО Международный Конгресс «EDU-IMPORTANCE» Москва
Динамика изменений информационной среды Динамика оборота информации Появление новых информационных продуктов Рост каналов коммуникации
Общество знания и образование: «параллельная школа» Основные факторы влияния медиасреды: расширение доступа к информации рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков, рост агрессивности медиасреды
Новая информационная среда: проблемы развития личности Эффект «разделенного сознания»: Проблемы восприятия, понимания смыслов, коммуникации. Расщепленное сознание – признак шизофрении Стресс как фактор развития Стресс как фактор депрессии
Структура «параллельной школы»: доверие к источникам информации классы Исследование гг.
Структура медиадосуга современного школьника
«Параллельная школа»: итоги просвещения через СМИ Формирование ненаучного мышления, воспитание «человека массы» Следствия: психическая неустойчивость, некритичность мышления, легковерие, внушаемость
Требования к образованию Накопление эмпирического опыта Систематизация опыта Обобщение и построение теорий Взаимодействие теории и жизненной практики Итоги: Обучение? Воспитание? Развитие? Самообразование? Трансляция культуры?
Развитие личности как итог образования 1. отношение к будущему: представление о своем будущем, наличие и степень четкости жизненных планов, содержание ведущих ценностных ориентаций, притязание на будущее и их обоснованность настоящим
Развитие личности как итог образования 2) Социальные отношения: степень адаптированности к социальным условиям жизни; 3) Черты характера: содержание акцентуаций характера, внутриличностные конфликты, особенности самосознания
Развитие личности как итог образования 4) Коммуникативные компетенции 5) Профессиональные компетенции
Медиаграмотность - умение как воспринимать, понимать и анализировать медиатексты, так и создавать их
Информационная грамотность - это комплекс умений работать с информацией: классифицировать по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую; излагать по заданным параметрам и т.п.
Медиаобразование как средство формирования медиаграмотности Области активности медиаобразования динамичны В настоящее время это сферы: информационной безопасности личности; поиска информации; восприятия и интерпретации медиатекста; медиатворчества (создания медиатекстов); освоения медиапространства
Сфера обеспечения информационной безопасности личности Умения: ориентироваться в медиапространстве, грамотно осуществлять навигацию, соблюдать правила личной безопасности, бороться с эффектами медиавирусов и интернет-аддикции
Сфера поиска информации Умения: составлять поисковые запросы, отбирать и фильтровать информацию, сохранять и изменять ее по заданным параметрам; важно здесь также осуществление и стимулирование потребности в новой информации
Сфера восприятия и интерпретации медиатекста Сфера восприятия, понимания, освоения контекста, умения воспринимать концепцию и скрытый смысл /скрытые смыслы/ медиатекста, умение выстраивать свою концепцию по поводу полученной информации
Сфера медиатворчества Это сфера создания собственных медиатекстов – как самостоятельно, так и в соавторстве; от репродуктивного уровня – через креативный – к творческому
Сфера практического освоения медиапространства: это умения соблюдать этику общения в медиапространстве, понимать направленность медиатизированного диалога; а также степень участия в создании и функционировании медиапространства на различных уровнях – от локального (например, школьного) медиапространства до общемировых информационных сетей
Специальное медиаобразование Школьное кино и телевидение Школьная пресса Мультимедийные проекты Интегрированное медиаобразование Естественнонаучный предметный цикл Гуманитарный циклЭстетический цикл Медиаобразование в современной российской школе Комплексное медиаобразование
Предлагаемые для российской школы индикаторы медиаграмотности: Умения в области обеспечения информационной безопасности личности, факторы восприятия, понимания, анализа и интерпретации медиатекстов/информационных сообщений, умения создавать медиатексты; критерии практического освоения личностью современного медиапространства.
Перспективы современного образования Переход на другие формы образования Изменение роли учителя Периодическое обновление информационной среды (не реже раза в 5 лет) Расширение сферы внешкольной информации
Медиаграмотность в формировании медиакультуры Мозаичный взгляд на мир Калейдоскоп восприятия
Цель: формирование медиакультуры личности С принятием новых стандартов образования роль медиаобразовательных технологий в учебном процессе возрастает Медиаобразование – идеология педагогической деятельности.
Цель: формирование медиакультуры личности Всегда ли мы создаем адекватные обстоятельствам и среде медиатексты?
Цель: формирование медиакультуры личности Спасибо за внимание!