В.В. Егоров Проректор по УР Научные подходы модульной организации учебного процесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ДУБЛИНСКИМИ ДЕСКРИПТОРАМИ Жакупова А.Д. – проректор по учебной работе КГУ им.Ш.Уалиханова Международный.
Advertisements

Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Компетентностный подход в образовании Автор: А.О. Зоткин, к.ф.н., зам. директора по проектной и научно-методической работе ОГКУ РЦРО.
«Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта 2011 г.
Соблюдение основных принципов формирования модульных образовательных программ Начальник УМУ Абинова Г.Д.
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина (Саратов) Татьяна Черняева ФГОС ВПО третьего поколения: концепции, проблемы разработки.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Самостоятельная работа обучающихся ГОУ НПО «ПУ-14»
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Транксрипт:

В.В. Егоров Проректор по УР Научные подходы модульной организации учебного процесса

2 Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Не менее важным для управления обучением при модульной технологии обучения является принцип обратной связи.

3 Казахстанские модули имеют много общего с европейскими, например: Основные модули равняются дисциплинам базового и профильного циклов плюс поддерживающие, которые представлены элективными дисциплинами. Организационные и коммуникативные модули равняются дисциплинам общеобразовательного и базового циклов плюс поддерживающие, представленные опять элективными дисциплинами. Специализированные модули равняются факультативам, которым в настоящее время пока уделяется недостаточно внимания в вузах. Переносимые модули равняются всем видам практики, выполнению дипломных проектов/работ.

Перечень дисциплин внутри модулей, их объем в часах, соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки не регламентируются, не унифицируются, а мотивируются в каждом конкретном случае 4

5 Модуль - описывает достижения учащегося; - отличны от «целей», которые показывают намерения преподавателя; - непосредственно связаны со стратегией преподавания, обеспечивающей эффективное достижение установленных результатов обучения. - непосредственно связаны со стратегией оценивания и соответствующими критериями оценки. Результаты обучения, используемые на уровне единицы или модуля в качестве формулировок, устанавливающих, что будет знать, понимать и/или в состоянии делать успешный обучающийся

6 Критерии оценивания и выставления отметок На уровне модуля результаты обучения могут быть использованы для описания критериев, устанавливающих стандарт достижения и относительную эффективность работы учащихся Критерии оценки – это описание того, что, как ожидается, должен сделать обучающийся, чтобы доказать, что установленные результаты обучения были достигнуты. Критерии оценки, как правило, пишутся на пороговом уровне и устанавливают различие между удовлетворительным и неудовлетворительным уровнями

7 Индивидуальные дескрипторы квалификаций - пишутся профессорско- преподавательским составом и являются уникальными для конкретной квалификации и конкретного вуза; - включают описания предметно- специализированны х навыков, способностей и понимания; - могут включать общие переносимые, трансверсальные навыки, запрашиваемые работодателями. Результаты обучения, используемые для описания и выражения конкретных предметно-специализированных квалификаций утвержденных/аккредитованных высшим учебным заведением.

Модуль – это наименьшая единица, которая является составляющей частью всего обучения по какой-либо образовательной программе. Через модуль обучающийся получает понятную, четко описанную квалификацию в рамках общей квалификации 8

Уровни применения модульной системы Низший уровень – модульная система применяется лишь для контроля успеваемости студентов Средний уровень – по модульной системе связываются отдельные дисциплины Высший уровень – модульная система обучения связывает все дисциплины учебного плана 9

В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения 10

1. Внедрение модульной системы обучения самым непосредственным образом связано с построением новых образовательных стандартов высшего образования на основе введения кредитного и компетентностного подходов к организации учебного процесса и возможно только при условии одновременного их использования, когда освоение определенного модуля приводит к достижению соответствующего набора компетенций и засчитывается обучающемуся в виде определенного количества кредитных единиц. 11

2. В настоящее время ни в европейской, ни в американской, ни в российской системах образования не существует единого понимания того, что такое образовательный модуль. В то же время специалисты сходятся на том, что в понятие модуля в качестве необходимых компонентов значения входят законченность, самостоятельность и комплексность. 12

3. Объем предметно-логического содержания, входящего в модуль, остается пока неопределенным: это может быть и раздел дисциплины, и отдельная дисциплина, и комплекс дисциплин одной направленности (фундаментальной, поддерживающей, организационно-коммуникативной, методологической и др.), и единый комплекс, включающий в себя совокупность фундаментальных и прикладных дисциплин и практик, ведущих к достижению определенных профессиональных компетенций. 13

Модульное обучение дает С позиции обучающегося – возможность получения образования с минимальными финансовыми затратами, в удобной форме, в удобное время, в своем темпе. С позиции обучающего – отсутствие необходимости готовить учебно-методические раз-работки по каждому курсу, учебнику, программе; высвобождение времени для тьюторства. С позиции учебного заведения – возможность обучения большего количества обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе. С позиции отрасли – возможность глубже проводить профессиональную подготовку персонала с большим охватом и без значительного увеличения финансовых затрат. С позиции общества – предоставление возможности каждому желающему члену обще-ства получить высшее образование и продолжить послевузовское профессиональное образование в системе непрерывного обучения. 14

Дублинские дескрипторы результаты обучения компетенции перезачет кредитов по системе ECTS

описание того, что должен знать, понимать и/или уметь обучаемый по завершению цикла Дублинские дескрипторы –

Дублинские дескрипторы: знание и понимание; применение знаний и понимания; выражение суждений; коммуникативные способности; способности к учебе.

Первый цикл обучения (около 180/240 кредитов EСTS) Дублинские дескрипторы Результаты обучения Компетенции 1.знание и понимание; 2. применение знаний и понимания; 3. выражение суждений; 4. коммуникативные способности; 5. способности к учебе. демонстрировать знание и понимание в области изучения, сформированные на основе общего среднего образования, и включают в себя определенные аспекты, связанные с наиболее передовыми знаниями в области изучения; демонстрировать знание и понимание в области изучения, сформированные на основе общего среднего образования, и включают в себя определенные аспекты, связанные с наиболее передовыми знаниями в области изучения; могут применять свои знания и понимание способом, свидетельствующим о профессиональном подходе к трудовой деятельности или к профессии, и имеют компетенции, обычно демонстрируемые посредством формирования и обоснования доводов и решения проблем в рамках области изучения; могут применять свои знания и понимание способом, свидетельствующим о профессиональном подходе к трудовой деятельности или к профессии, и имеют компетенции, обычно демонстрируемые посредством формирования и обоснования доводов и решения проблем в рамках области изучения; осуществлять сбор и интерпретацию информации для выработки суждений с учетом социальных, этических и научных соображений; осуществлять сбор и интерпретацию информации для выработки суждений с учетом социальных, этических и научных соображений; сообщать информацию, идеи, проблемы и решение, как специалистам, так и неспециалистам. сообщать информацию, идеи, проблемы и решение, как специалистам, так и неспециалистам. иметь такие умения в области обучения, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью автономности. иметь такие умения в области обучения, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью автономности. Расширение знаний Углубление знаний ИнструментальныеСистемныеКоммуникативные Cистемные

Второй цикл обучения (около кредитов ESTC ) Дублинские дескрипторы Результаты обучения Компетенции 1.знание и понимание; 2.применение знаний и понимания; 3. выражение суждений; 4. коммуникативные способности; 4. коммуникативные способности; 5. способности к учебе. демонстрировать знания и понимание, полученные на уровне бакалавра, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований; демонстрировать знания и понимание, полученные на уровне бакалавра, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований; применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях и контекста в рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с областью изучения; применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях и контекста в рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с областью изучения; интегрировать знания, справляться со сложными вопросами и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний; интегрировать знания, справляться со сложными вопросами и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний; четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам; четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам; продолжать обучение самостоятельно. продолжать обучение самостоятельно. Расширение знаний Углубление знаний ИнструментальныеСистемныеКоммуникативныеСистемные

Третий цикл обучения Дублинские дескрипторы Результаты обучения Компетенции 1.знание и понимание; 2. применение знаний и понимания; 3. выражение суждений; 4.коммуникативн ые способности; 5. способности к учебе. демонстрировать системное понимание в области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области; демонстрировать системное понимание в области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области; планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований; планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований; вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ научной области; вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ научной области; общаться по тематике своей области компетенции с равными по статусу, широким научным сообществом и обществом; общаться по тематике своей области компетенции с равными по статусу, широким научным сообществом и обществом; критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи; критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи; Расширение знаний Инструменталь ные Углубление знаний Коммуникативн ые Системные

Компетенции инструментальные межличностные системные

Инструментальные: когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, способность принятия решений и разрешения проблем технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.

Межличностные: умение выражать чувства и отношения критическое осмысление, способность к самокритике навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства

Системные : сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

Предметные области: деловое администрирование химия науки об образовании европейские исследования история науки о Земле медсестринское дело математика физика

Организующий принцип образовательных программ, ориентированных на результат – профиль получаемой квалификации и возможные сферы трудоустройства, разрабатываемые преподавателями вуза

Благодарю за внимание! 27