Российская государственная детская библиотека Киберпространство и развитие личности: риски и возможности Проблемное поле: дети – информация – культура – библиотеки Поддержано РГНФ Чудинова В.П. Зав.отделом социологических исследований РГДБ, к.пед.н., вице-президент Русской ассоциации чтения
Права ребенка (согласно Конвенции ООН), относящиеся к проблеме «дети и информация» Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (Ст.12, п.1); это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ (осуществление этого права может подвергаться некоторым необходимым ограничениям (Ст.13, п.1,2). Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (Ст.12, п.1); это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ (осуществление этого права может подвергаться некоторым необходимым ограничениям (Ст.13, п.1,2). Дети имеют права на защиту от вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, а также в их переписку; на защиту их чести и репутации (Ст.16). Дети имеют права на защиту от вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, а также в их переписку; на защиту их чести и репутации (Ст.16). Государство должно обеспечивать доступ детей к информации и материалам из различных источников, оно должно поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации (Ст.17). Государство должно обеспечивать доступ детей к информации и материалам из различных источников, оно должно поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации (Ст.17). Государство должно поддерживать родителей, оказывать им помощь в воспитании детей, поскольку они несут основную ответственность за воспитание ребенка (Ст.18). Государство должно поддерживать родителей, оказывать им помощь в воспитании детей, поскольку они несут основную ответственность за воспитание ребенка (Ст.18). Государство уважает и поощряет право ребенка на участие в культурной и творческой жизни и содействует предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха (С.31). Государство уважает и поощряет право ребенка на участие в культурной и творческой жизни и содействует предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха (С.31).
Проблемы воздействия информации на социализацию личности Неблагополучное состояние информационной среды: Неблагополучное состояние информационной среды: –обилие информации негативной негативной деструктивной деструктивной неточной неточной –недостаток информации позитивной позитивной ценной (лучшей) ценной (лучшей) точной точной Проблема доступа к информации Проблема доступа к информации –«информационный голод» –доступ к лучшей информации («развивающей») Проблема ориентации в информационном пространстве Проблема ориентации в информационном пространстве Проблема обучения информационной культуре (медиаграмотности) и развития у юных критического мышления Проблема обучения информационной культуре (медиаграмотности) и развития у юных критического мышления
Канада: как используют Интернет дети и родители Цель использования Интернета Доля пользователей, % Среди детей Среди родителей Поиск информации для выполнения школьных заданий или для работы 9367 Поиск информации о любимых артистах музыкантах 8037 Игры 7538 Прослушивание и запись музыки 7434 Запись текстов песен 7232 Поиск информации о наиболее знаменитых людях 6926 Беседы с друзьями или групповые обсуждения 6827 Загрузка программного обеспечения 5962 Получение информации о спортивных событиях 5739 Поиск информации о товарах и услугах 4675 Покупки в Интернет-магазинах 1036
Возможности Интернета Поиск справочной информации (новости, телепрограммы, справки и т.п.) Поиск справочной информации (новости, телепрограммы, справки и т.п.) Поиск информации о товарах и услугах Поиск информации о товарах и услугах Поиск информации об известных, знаменитых людях Поиск информации об известных, знаменитых людях Получение интернет-рассылки Получение интернет-рассылки Участие в сетевых конкурсах Участие в сетевых конкурсах Поиск и чтение книг Поиск и чтение книг Чтение «сетевой литературы» (например, творчества посетителей фан-клубов) Чтение «сетевой литературы» (например, творчества посетителей фан-клубов) Чтение электронных журналов (электронных версий журналов) Чтение электронных журналов (электронных версий журналов) Поиск, прослушивание, скачивание музыки Поиск, прослушивание, скачивание музыки Просмотр. Скачивание фильмов Просмотр. Скачивание фильмов Поиск, скачивание звуковых книг Поиск, скачивание звуковых книг Электронная почта Электронная почта Общение (в чатах, ICQ, IRC, AIM и т.п.) Общение (в чатах, ICQ, IRC, AIM и т.п.) Участие в обсуждении на форумах Участие в обсуждении на форумах Сетевые игры (коллективные) Сетевые игры (коллективные) Игры (индивидуально) Игры (индивидуально) Блоги («сетевые дневники») Блоги («сетевые дневники») Создание и поддержка собственных сайтов или веб-страниц Создание и поддержка собственных сайтов или веб-страниц Заказ и покупка товаров через интернет-магазин Заказ и покупка товаров через интернет-магазин Эагрузка программного обеспечения Эагрузка программного обеспечения
Возможности Интернета для учебы Поиск статей, книг для выполнения учебных заданий, при работе над проектами Поиск статей, книг для выполнения учебных заданий, при работе над проектами Использование энциклопедий, справочников, словарей Использование энциклопедий, справочников, словарей Поиск и скачивание готовых рефератов, топиков, решений Поиск и скачивание готовых рефератов, топиков, решений Ресурсы образовательных порталов Ресурсы образовательных порталов Дистанционное обучение Дистанционное обучение
Интернет для детей и юношества: достоинства могут стать недостатками Интернет – это новый, комплексный вид медиа (и не только медиа), и это также самый мощный инструмент для развития личности, который когда- либо существовал. Главные особенности Интернета, отличающие его от других видов медиа: Свобода доступа к информации и возможность выбирать самому, что делать в Сети. Свобода доступа к информации и возможность выбирать самому, что делать в Сети. Свобода доступа к информации сопровождается отсутствием контроля над ресурсами. Свобода доступа к информации сопровождается отсутствием контроля над ресурсами. Относительная (физическая) безопасность и возможность представиться другим. Относительная (физическая) безопасность и возможность представиться другим. Возможность безграничного общения. Возможность безграничного общения. Еще один аспект свободы киберпространства – это возможность показать себя и свои таланты. Еще один аспект свободы киберпространства – это возможность показать себя и свои таланты.
Дети и информация: задачи и стратегия действий Защита детей. Крайне необходимо в целом изменение политики государства в сфере развития и функционирования средств массовой информации, особенно в области защиты интересов подрастающего поколения. Одной из первых и неотложных мер должно стать принятие специальных законопроектов об информационной безопасности детства, защите прав и интересов детей. Помощь детям в работе с информацией Необходима разработка специальных законопроектов, относящиеся к работе мест публичного доступа детей и юношества в информационные компьютерные сети (в том числе к работе школ, различных типов библиотек и др. учреждений).
Библиотеки и Интернет Роль библиотек возрастает бесплатные места доступа к информации бесплатные места доступа к информации квалифицированные кадры квалифицированные кадры работа по сбору, оценке, структурированию информации работа по сбору, оценке, структурированию информации разработка критериев оценки информации разработка критериев оценки информации помощь пользователям в навигации в информационном пространстве помощь пользователям в навигации в информационном пространстве создание контента для детей и юношества создание контента для детей и юношества Наряду с группами тех, кто посещает библиотеки, возникают и увеличиваются новые группы «удаленных пользователей» - детей и подростков, как из своей страны, так и других стран. Одной из особенно сложных проблем сегодня является проблема разработки контента, механизмов экспертизы, а также критериев оценки качества сайтов, медиаматериалов и другой продукции для детей.
Возможности и проблемы библиотек, работающих с детьми В России с детьми работают детские, школьные, юношеские и другие библиотеки В России с детьми работают детские, школьные, юношеские и другие библиотеки Создана уникальная система специализированных детских библиотек, включающая более 70 библиотек на федеральном (Российская государственная детская библиотека) и региональном уровнях Создана уникальная система специализированных детских библиотек, включающая более 70 библиотек на федеральном (Российская государственная детская библиотека) и региональном уровнях Работают более 4 тысяч детских библиотек в городах, поселках и селах. Работают более 4 тысяч детских библиотек в городах, поселках и селах.
Главные направления новой стратегии работы с детьми: продвижение и поддержка чтения детей и семей в новом технологическом веке; продвижение и поддержка чтения детей и семей в новом технологическом веке; отбор, оценка, рекомендация лучших книг, мультимедиа и других материалов для детей и родителей; отбор, оценка, рекомендация лучших книг, мультимедиа и других материалов для детей и родителей; обучение, консультирование детей и воспитателей для развития у школьников информационной грамотности/культуры; обучение, консультирование детей и воспитателей для развития у школьников информационной грамотности/культуры; помощь детям в поиске информации для учебы, самообразования и досуга (в том числе с помощью создающихся сегодня на сайтах детских библиотек «виртуальных справок»); помощь детям в поиске информации для учебы, самообразования и досуга (в том числе с помощью создающихся сегодня на сайтах детских библиотек «виртуальных справок»); сбор информации по детству и развитие детских библиотек как информационных центров (центров информации по проблемам детей); сбор информации по детству и развитие детских библиотек как информационных центров (центров информации по проблемам детей); развитие сайтов детских библиотек для помощи детям и родителям; развитие сайтов детских библиотек для помощи детям и родителям; развитие новых возможностей для диалога - «виртуального общения» подростков и взрослых на темы, интересные юным; развитие новых возможностей для диалога - «виртуального общения» подростков и взрослых на темы, интересные юным; развитие международных и национальных проектов «виртуальных детских библиотек». развитие международных и национальных проектов «виртуальных детских библиотек». Библиотекари, работающие с детьми и с информацией, могут и должны стать участниками новой государственной информационной политики.
Ресурсы Интернета для детей
Сайт Национальной библиотеки Украины для детей ПРАВИЛА ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ И ИНТЕРНЕТ-ЭТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Никогда не давайте частной информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес, номер школы) без разрешения родителей. Если кто-либо говорит вам, присылает вам, или вы сами обнаружили в сети что-либо смущающее вас, не старайтесь разобраться в этом самостоятельно. Обратитесь к родителям или учителям - они знают, что надо делать. Встреча в реальной жизни со знакомыми по Интернет-общению не является очень хорошей идеей, поскольку люди могут быть разными в электронном общении и при реальной встрече. Если вы все же хотите встретиться с ними, сообщите об этом родителям, и пусть они пойдут на первую встречу вместе с вами. Не открывайте письма электронной почты, файлы или Web-страницы, полученные от людей, которых вы реально не знаете или не доверяете им. Никому не давайте свой пароль, за исключением взрослых вашей семьи. Всегда придерживайтесь семейных правил Интернет-безопасности: они разработаны для того, чтобы вы чувствовали себя комфортно и безопасно в сети. Никогда не делайте того, что может стоить денег вашей семье, кроме случаев, когда рядом с вами родители. Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши корреспонденты будут вежливыми с вами. В электронных письмах не применяйте текст, набранный в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ - это воспринимается в сети как крик, и может расстроить вашего собеседника. Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки, фотографии и т.п.) без предварительной договоренности с вашим собеседником. Не рассылайте писем с какой-либо информацией незнакомым людям без их просьбы - это воспринимается как "спам", и обычно досаждает пользователям сети. Всегда ведите себя в сети так, как бы вы хотели, чтобы вели себя с вами! Никогда не давайте частной информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес, номер школы) без разрешения родителей. Если кто-либо говорит вам, присылает вам, или вы сами обнаружили в сети что-либо смущающее вас, не старайтесь разобраться в этом самостоятельно. Обратитесь к родителям или учителям - они знают, что надо делать. Встреча в реальной жизни со знакомыми по Интернет-общению не является очень хорошей идеей, поскольку люди могут быть разными в электронном общении и при реальной встрече. Если вы все же хотите встретиться с ними, сообщите об этом родителям, и пусть они пойдут на первую встречу вместе с вами. Не открывайте письма электронной почты, файлы или Web-страницы, полученные от людей, которых вы реально не знаете или не доверяете им. Никому не давайте свой пароль, за исключением взрослых вашей семьи. Всегда придерживайтесь семейных правил Интернет-безопасности: они разработаны для того, чтобы вы чувствовали себя комфортно и безопасно в сети. Никогда не делайте того, что может стоить денег вашей семье, кроме случаев, когда рядом с вами родители. Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши корреспонденты будут вежливыми с вами. В электронных письмах не применяйте текст, набранный в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ - это воспринимается в сети как крик, и может расстроить вашего собеседника. Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки, фотографии и т.п.) без предварительной договоренности с вашим собеседником. Не рассылайте писем с какой-либо информацией незнакомым людям без их просьбы - это воспринимается как "спам", и обычно досаждает пользователям сети. Всегда ведите себя в сети так, как бы вы хотели, чтобы вели себя с вами!
«Летописи»: проекты для детей и взрослых
Международная электронная детская библиотека
2-я премия в номинации «Лучший сайт о публичных библиотеках» Сайт Российской государственной детской библиотеки
Веб-сайт «Библиогид» Книга за книгой Книга за книгой – – Коротко Коротко – – Подробно Подробно – – Тема Тема – – Осторожно, к Ni Га ! Осторожно, к Ni Га ! – – Читаем журналы Читаем журналы Авторы – – О писателях О писателях – – Писатели о себе Писатели о себе – – Писатели о писателях Писатели о писателях – – Знакомство Знакомство – – О художниках О художниках Герои – – Парад героев Парад героев – – Любимые герои Любимые герои Читатели – – Великие читатели Великие читатели – – Читает / не читает Читает / не читает – –« Ме »« Ме » – – Это не анекдот ! Это не анекдот ! Избранное – – Чтение для души Чтение для души – – Познавательные книги Познавательные книги – – Малышам Малышам Музей книги Музей книги – – Портрет книги Портрет книги – – Забытые книги Забытые книги – – Путешествие во времени Путешествие во времени – – Путешествие в пространстве Путешествие в пространстве Календарь Гостиная Форум
Сайт Центральной городской библиотеки для детей и юношества г.Новоуральска
Сайт Централизованной системы детских и школьных библиотек г.Озерска
Сайт Муниципальной детской компьютерной библиотеки г.Омска
Сайт Нижегородской государственной областной детской библиотеки
Сайт Ленинградской областной детской библиотеки
Сайт Томской областной детско-юношеской библиотеки
Сайт детских библиотек г.Нижневартовска
Сайт Центральной детской библиотеки г.Трехгорный
ВЫВОДЫ Сегодня, наряду с группами тех, кто посещает библиотеки, возникают и увеличиваются новые группы «удаленных пользователей» - детей и подростков, как из своей страны, так и других стран. Сегодня, наряду с группами тех, кто посещает библиотеки, возникают и увеличиваются новые группы «удаленных пользователей» - детей и подростков, как из своей страны, так и других стран. Новый облик и поведение детей и подростков – это новые вызовы, и в то же время новые возможности для библиотекарей как в западных странах, так и в сегодняшней России. Новый облик и поведение детей и подростков – это новые вызовы, и в то же время новые возможности для библиотекарей как в западных странах, так и в сегодняшней России. Именно библиотекарям, работающим с детьми, необходимо постоянное изучение и отслеживание изменений в стиле жизни и облике нового поколения. Иначе «разрыв» между библиотекарями и пользователями может увеличиться. Именно библиотекарям, работающим с детьми, необходимо постоянное изучение и отслеживание изменений в стиле жизни и облике нового поколения. Иначе «разрыв» между библиотекарями и пользователями может увеличиться. Сегодня дети могут стать и уже становятся творческими партнерами и консультантами по использованию новых технологий для библиотекарей. Именно это – новый вызов, но также и новые возможности для творческого развития самих библиотекарей, их новых проектов и программ. Сегодня дети могут стать и уже становятся творческими партнерами и консультантами по использованию новых технологий для библиотекарей. Именно это – новый вызов, но также и новые возможности для творческого развития самих библиотекарей, их новых проектов и программ. Перемещение библиотекарей в киберпространство дает им возможности объединить усилия. Возникают новые интересные международные проекты, которые дают детям новые возможности увидеть культуру других стран через виртуальные детские библиотеки. Перемещение библиотекарей в киберпространство дает им возможности объединить усилия. Возникают новые интересные международные проекты, которые дают детям новые возможности увидеть культуру других стран через виртуальные детские библиотеки.