ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ТРАНСПОРТ В МОСКВЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ К. Р. Нигматулина Москва, 2013 Международная конференция «Городское планирование: Транспортный аспект. Российский и международный опыт»
Москва и мировые города: общая характеристика 1 1 MGI использует определение агломерации Eurostat ESPON для европейских городов, бюро экономического анализа США для американских ИСТОЧНИК: исследование института MGI; Мерсер Города различаются по величине, скорости развития и степени серьезности стоящих перед ними проблем Агломерация 1 Область, для которой разрабатывается план Город Рост населения 1 Проценты в год, Рост ВВП 1 Проценты в год, Население Млн. Пекин Рио-де-Жанейро Токио Лондон Нью-Йорк Берлин Шанхай Сингапур Париж *Московский регион Москва *Московский регион *
При высокой плотности населения Москва уступает мировым мегаполисам по обеспеченности жильем, офисами и коммерческими площадями 2 Обеспеченность жильем м 2 /чел. Плотность населения (данные НИиПИ Генплана), чел./га Большой ПарижБольшой ПарижБольшой ПарижБольшой Париж Москва* Префектура Токио Берлин Большой ЛондонБольшой ЛондонБольшой ЛондонБольшой Лондон 100 Москва уступает мировым мегаполисам по обеспеченности жильем почти в 2 раза, офисами и автодорогами в 3-5 раз, при этом в 2 раза опережая по плотности населения
Сравнительные характеристики метрополитена в мировых мегаполисах 3
Доля пассажирских перевозок в Москве существенно выше среднемировых показателей 4 В Москве 77% населения пользуются общественным транспортом в час пик Лондон Париж БерлинНью-Йорк
Сравнительный анализ улично-дорожной сети в мировых мегаполисах 5 Нью-Йорк Вашингтон Москва Индекс времени поездки на автомобиле (TTI) на конец 2012 г.: 2.07 Плотность улично-дорожной сети Москвы – 4,2 км/км 2, в том числе магистральной сети – 1,54 км/км 2 Обеспеченность дорогами (данные НИиПИ Генплана), м/тыс. чел. Большой ПарижБольшой ПарижБольшой ПарижБольшой Париж Москва* Префектура Токио Берлин Большой ЛондонБольшой ЛондонБольшой ЛондонБольшой Лондон 0,6 1,5 1,2 1,4 0,3 Обеспеченность дорогами (м./тыс. чел)
Москва активно развивающийся мегаполис нуждающийся в повышении качества жизни 6 Рейтинг 27 самых привлекательных для развития бизнеса городов во всем мире: Cities of opportunity 2012 ("Города возможностей – 2012)*. Рейтинг качества жизни Mercer Из 221 города Социальное измерение Лондон 38 Париж 30 Нью-Йорк 47 Токио 46 Москва 163 Сеул 80 Шанхай 95 Пекин место в категории "экономическое влияние" (благодаря успешным привлечениям иностранных инвестиций) Москва разделила 7-8 -е места с Парижем в номинации "устойчивое развитие и окружающая среда» Городу присвоено 5 -е место по объему капиталовложений 8 -е место по количеству головных офисов компаний из списка Global Fortune 500. По росту реального ВВП Москва занимает 12 -е место *PricewaterhouseCoopers совместно с организацией Partnership for New York City
Лондон: инвестиции в транспортную систему позволяют поддерживать экономику и качество жизни на высоком уровне 7
Париж: реализация проекта Большого Парижа для развития конкурентоспособного и справедливого региона 8
Нью Йорк: безопасный и комфортный город с устойчивым развитием 9
Сингапур: обеспечение высокого уровня жизни для всех сингапурцев 10
Москва использует лучшие мировые практики в различных областях для создания комфортного города. Международные стандарты применяются при разработке программы МТУ 11 Сокращение использования автотранспорта Сокращение времени поездок и повышение их комфортности 1 Средняя продолжитель- ность регулярных поездок по городу Количество часов, проводимых в дорожных пробках Среднее расстояние поездок 1 В разных городах эта задача решается по-разному: где-то инвестируют в улучшение транспорта, где-то – в развитие дорожной инфраструктуры 2 Например, железнодорожным или водным транспортом Поддержание качества и безопасности инфраструктуры Доля мостов, требующих ремонта Количество выявленных повреждений дорожного полотна Протяженность автодо- рог, требующих ремонта Повышение уровня безопасности дорожного движения Количество аварий Количество жертв аварий Повышение качества грузовых и коммерческих перевозок ИСТОЧНИК: генеральные планы развития 14 городов; анализ рабочей группы Эффективность инфраструктуры и транспортной системы КПЭ Перевозка грузов в обход городских автомагистралей 2 Общий объем грузоперевозок Средняя длительность перевозки тонны груза КПЭ Все города стремятся повысить уровень безопасности и комфорта транспорта Однако в понятие "комфортности" в разных городах вкладывается разный смысл. Например, в Берлине стремятся сокращать расстояния и более эффективно использовать существующую инфраструктуру, а в Пекине ориентируются на налаживание сообщения с пригородами за счет расширения транспортной сети В ряде городов особое внимание уделяется развитию коммерческих и грузовых перевозок в то время, как в других городах власти сфокуси- рованы на улучшении качества пассажирского транспорта Доля пере- мещений на велосипедах, пешком или городским транспортом Количество транспортных средств на душу населения Доля домов, находящихся в пределах полумили от остановки транспорта КПЭ
Москва использует лучшие мировые практики для создания комфортного города 12 Цели программы МТУ: Формирование сбалансированной, целостной транспортной инфраструктуры Московского Региона отвечающей потребностям социально-экономического развития Повышение доступности и качества транспортных услуг для населения Безопасность транспортной системы и снижение ее негативного воздействия на окружающую среду Повышение доступности и качества транспортно-логистических услуг Комплексность и градостроительные аспекты Доступность Полицентричность Общественные пространства Комплексность территорий Агломерация Эффективное использование территорий Арендное жилье