Р еализаци я курса ОРКСЭ в МКОУ «Полтавский лицей» в 4-х классах в 2012-2013 учебном году Р еализаци я курса ОРКСЭ в МКОУ «Полтавский лицей» в 4-х классах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Основы религиозных культур и светской этики». Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий.
Advertisements

Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Начальник отдела общего образования МКУ «Ишимский городской методический.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
Введение учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » в образовательные учреждения Омской области Сухарева А. П., проректор по НМР, зав.
Методическое и кадровое сопровождение комплексного учебного предмета ОРКиСЭ Галутво Л.М. - проректор по научной работе и проектной деятельности ККИДППО.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Основа для разработки Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур.
Основы религиозных культур и светской этики. НОРМАТИВНАЯ БАЗА: В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ 74 от 1 февраля 2012 г. с.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ 1. Содержание нового предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального.
Введение в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручением Президента Российской Федерации.
Концепция и структура курса ОРКСЭ.. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защита.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Содержание нового предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа.
Концепция и структура курса ОРКСЭ. Нормативно - правовое обеспечение реализации курса ОРКСЭ Арбузова Л. В., ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Транксрипт:

Р еализаци я курса ОРКСЭ в МКОУ «Полтавский лицей» в 4-х классах в учебном году Р еализаци я курса ОРКСЭ в МКОУ «Полтавский лицей» в 4-х классах в учебном году

Правовые и нормативные основы разработки курса ОРКСЭ Закон « Об образовании » (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Поручение Президента РФ ( ) и Распоряжения Председателя Правительства РФ ( ). ФГОС начального общего образования. Примерные программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ. 2

Для чего вводится курс ОРКСЭ ? Введение курса ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка. ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования. 3

Цели курса ОРКСЭ Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России ( закреплена ФГОС ). Цель курса - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 4

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики ; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества ; обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы ; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Задачи курса ОРКСЭ : 5

Специфика курса ОРКСЭ Воспитание духовности Изложение интересных фактов и обилие материала Доступно, но не упрощенно Этические нормы и нравственные ценности основа религиозной культуры Светский образ жизни

Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей : Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики

Все модули нового курса соединяются 4 общими тематическими блоками : 1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.); 2) Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). 3) Традиционные религии и этика в России (13 ч.); 4) Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.). 8

Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок называется - « Наш дом – Россия ». На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое « духовность », « традиция », « нравственные ценности », какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир ( каждый из школьников уже выбрал определенный модуль ), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу. 9

Блок 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.) Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля. В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. 10

Блок 3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.) Продолжается раздельное обучение. Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно - исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах. 11

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.) Учащиеся одного класса работают вместе. Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов : « Как я понимаю православие ?», « Ислам – религия мира », « Как я понимаю буддизм ?», « Нравственные нормы иудаизма », « С чего начинается Родина ?», « Герои России », « Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества ( труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)». Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России. Блок завершается школьно - семейным праздником « Диалог культур во имя гражданского мира и согласия ». 12

Работа с семьями обучающихся Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее условие нравственного воспитания Курс ОРКСЭ - социально - педагогическая технология морального оздоровления общества. Формы работы с родителями : 1) проведение родительских собраний ; 2) система вопросов - заданий, включающих родителей в учебно - воспитательный процесс ; 3) участие в подготовке и проведении школьно - семейного праздника « Диалог культур во имя гражданского мира и согласия ». 13

Внеучебная деятельность Для подготовки и проведения праздника « Диалог культур во имя гражданского мира и согласия » привлекаются родители обучающихся. В процессе проведения школьно - семейного праздника могут быть представлены : 1) презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКСЭ ; 2) номера детской ( желательно при участии родителей ) художественной самодеятельности, представляющие культурно - исторические, духовно - нравственные традиции конфессий и народов России ; 3) выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно - нравственной проблематикой ; 4) дегустация блюд национальной кухни народов России. 14

Вопросы, которые наиболее часто задают педагоги, родители, представители СМИ ( Письмо Минобрнауки России от МД -883/03 « О направлении методических материалов ОРКСЭ ») 15

16

17

18

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2012/2013 учебный год Кураев А. В. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы православной культурыПросвещение Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры Просвещение Чимитдоржиев В. Л. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры Просвещение Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры Просвещение Беглов А. Л., С a плина Е. Б., Токарева Е. С. и др. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур Просвещение Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этикиПросвещение Костюкова Т. А., Воскресенский О. В., Савченко К. В. и др. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы православной культуры Дрофа Шемшурин А. А., Брунчукова Н. М., Демин Р. Н. и др. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики Дрофа Амиров Р. Б., Насртдинова Ю. А., Савченко К. В. и др. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры Дрофа Китинов Б. У., Савченко К. В., Якушкина М. С. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры Дрофа Пропирный Н. Г., Савченко К. В., Бурмина Т. Ю. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры Дрофа Амиров Р. Б., Воскресенский О. В., Горбачева Т. М. и др. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур Дрофа 19

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2011/2012 учебный год Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно - нравственной культуры народов России. 4 кл. Вентана - Граф Ворожейкина Н. И., Заяц Д. В. Основы духовно - нравственной культуры народов России Ассоциаци я ХХ I век Гогиберидзе Г. М. Основы духовно - нравственной культуры народов России Мнемози на Николаева Е. И., Петрова Е. Н. Основы духовно - нравственной культуры народов России Издательски й дом « Федоров » Саплина Е. В., Саплин А. И. Основы духовно - нравственной культуры народов России Астрель Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. / Под ред. Сахарова А. Н. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России Русское слово Студеникин М. Т. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики Русское слово Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Светская этика Баласс 20

/Default.aspx /Default.aspx Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. Учебник продолжает формирование знаний школьников о месте человека в обществе. Его целью является формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Познавательные и обучающие задания направлены на развитие культуры, эрудиции, творческих способностей школьников.

/category/113/ /category/113/ Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы религиозных культур народов России. 4 кл. Доступно излагает историю возникновения и развития традиционных религий России, их обычаи и традиции. Раскрывает духовно - нравственный идеал каждой из традиционных религий России, основанный на общности представлений о добре и зле. Комплексно освещает нравственные, культурологические и исторические аспекты религий России. Показывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовно - нравственной культуры. Прививает обучающимся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России. Способствует воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Изложение материала носит светский, общеобразовательный характер.

Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4 кл. Реализует задачу нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. На страницах учебника говорится о том, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, гордость и гордыня, честь и достоинство, терпение, сострадание, милосердие и многое другое. Каждая тема включает интересный дополнительный материал ( рассказы, сказки, былины, фрагменты из детской литературы и др.). Рубрика « Этикет » знакомит с основами этикета и содержит познавательные тексты. Дети узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении в гостях, о поведении в общественном транспорте и на улице, об умении выбирать подарки, дарить цветы и многом другом. Яркий и образный язык учебника доступен для понимания младших школьников. Учебный материал, особенно важный для понимания курса, выделен цветом.

ooks/10_umk_etika_4k.html ooks/10_umk_etika_4k.html Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс. На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (от ) /363 и Российской академии образования (от ) 01-5/7д-653