Шафоростова Елена Ивановна Воспитатель МДОУ детский сад 2 г.Лиски МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Проблема здоровьесбережения дошкольников в настоящее время приобретает особую остроту и актуальность. Поэтому своё приоритетное направление в работе «Развитие речевой компетентности и коммуникативности дошкольников» я сочетаю с использованием здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей методики «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» профессора В.Ф. Базарного Проблема здоровьесбережения дошкольников в настоящее время приобретает особую остроту и актуальность. Поэтому своё приоритетное направление в работе «Развитие речевой компетентности и коммуникативности дошкольников» я сочетаю с использованием здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей методики «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» профессора В.Ф. Базарного
Сегодня стратегическое направление государственной политики России в области охраны и укрепления здоровья детей регламентируется рядом нормативно-правовых документов: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников» (Закон РФ «Об образовании» ст.51 п.1) «Сеть дошкольных образовательных учреждений действует для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей». (Закон РФ «Об образовании» ст.18 п.3) «Основная задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья детей» (Типовое положение о ДОУ) «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников представляют систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников». (Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, Приказ Минобрнауки России от ) Сегодня стратегическое направление государственной политики России в области охраны и укрепления здоровья детей регламентируется рядом нормативно-правовых документов: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников» (Закон РФ «Об образовании» ст.51 п.1) «Сеть дошкольных образовательных учреждений действует для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей». (Закон РФ «Об образовании» ст.18 п.3) «Основная задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья детей» (Типовое положение о ДОУ) «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников представляют систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников». (Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, Приказ Минобрнауки России от )
Идея концепции Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу воспитание здорового и гармонично развитого ребёнка.
Актуальность концепции Актуальность концепции Актуальность изучения проблемы здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье самых маленьких граждан – актуальная тема, которую по праву называют общечеловеческой. Сочетание работы по развитию речевой компетентности и коммуникативности дошкольников с использованием здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного помогает: создать благоприятный эмоционально-психологический климат; повысить двигательную активность через основной вид деятельности дошкольника – игру; сформировать потребность в здоровом образе жизни; «включить» в процесс обучения левое и правое полушария; уделять развитию речи, являющемся стержнем психического развития ребёнка, максимальное время; интегрировать в соответствии с ФГТ образовательные области: здоровье, коммуникацию, физическую культуру, социализацию, познание, музыку, чтение художественной литературы, художественное творчество. развивать разностороннего, свободного и творческого ребёнка; привлечь родителей к сотрудничеству.
Цель концепции Цель концепции С оздание необходимых условий для активного вовлечения ребёнка в мир движений. Чем активнее вовлечён ребёнок в мир движений, тем богаче и интереснее его умственное, физическое развитие, крепче здоровье, тем более, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Информация о методике В. Ф. Базарного Система В.Ф.Базарного признана Министерством образования России, Государственной Думой. Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, В настоящее время уже 20 лет занимается изучением ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ в Московской областной научно- внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г. Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные общедоступные технологии ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ. Их внедрение почти не требует дополнительных материально- финансовых затрат. Главное - это понимание, желание и добрая воля со стороны педагогов и родителей.
Информация о методике В. Ф. Базарного Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ и запрос общества на здоровое поколение. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии болезней позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии. К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся: *Режим динамической смены поз. *Упражнения на зрительную координацию. *Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно- двигательных траекторий (офтальмотренажеры). *Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Принципы построения работы: 1. Обеспечение режима «дальнего зрения». Глаза детей будут зоркими только в условиях зрительного поиска на просторе. Режим «дальнего зрения», на который природа «рассчитала» работу мышц наших глаз, я стараюсь обеспечивать при достаточном пространственном обзоре, лучше всего в условиях естественной экологической среды
Принципы построения работы: а в помещении использую сенсорно-экологические полотна, экологический букварь - картины с сюжетами из сказок, известных литературных произведений, картины природы, где может располагаться различный методический наглядный и дидактический материал, который дети с удовольствием находят, узнают и называют, выполняя различные задания. Всё это вносит сенсорное разнообразие, а эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Принципы построения работы: 2. Максимальная двигательная активность. Для расширения двигательной активности использую коррекционную работу над осанкой с помощью пуговичных тренажёров для стоп во время непосредственно образовательной деятельности. Дети могут стоять и сидеть на них во время выполнения различных творческих заданий, физкультминуток, прослушивания сказок и музыкальных произведений, отгадывания загадок. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, выполняют упражнения, проговаривая рифмованные тексты.
Принципы построения работы: Пуговичный тренажёр – коврик из мягкой ткани 40 х 40 см. с нашитыми пуговицами в произвольном порядке для коррекционной работы над осанкой, упражняющий в правильной постановке стоп при ходьбе, укрепляющий мышцы и связки стопы с целью предупреждения развития плоскостопия, помогающих массажу стопы под действием раздражителей, действующих на рефлекторные точки стопы, которые в свою очередь, действуют на организм в целом.
Принципы построения работы: «Не усади!» – заповедь Базарного. Ставшая для нас привычной, а для многих основной, вынужденная поза «сидя», приводит к слабости всех групп мышц, нарушению осанки, которое ведёт к нарушению работы внутренних систем и органов человека. Проведение занятий со сменой динамических поз – сидя, стоя, лёжа –
Принципы построения работы: спасает детей от перегрузок физических и умственных, способствует раскрепощению детей, сохранению основы жизни - «телесной вертикали» и, как следствие, свободе общения, развитию речи.
Принципы построения работы: В ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость. Для этого в группе на потолке нарисованы солнце, луна, тучи и звезды. Все это - огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал. Повышается физическая активность детей. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Нужно отметить и тот факт, что сигнальные метки меняются в зависимости от ситуации и времени года. Их можно подвешивать и на люстрах, и на специальных «сенсорных крестах». Образовательная деятельность проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке помещения. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
Принципы построения работы: 3. Использование зрительно-координаторных тренажей и сигнальных меток способствует тренировке мышц органов зрения. Зрительно- координационные тренажи - различные спирали на потолке и стенах, электрифицированные – с точечными световыми сигналами и последовательно бегущими. Под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем опорные зрительно-двигательные траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Простейший тренажёр – указка в руках воспитателя (с сигнальной меткой на конце - бабочкой, листочком, птичкой и т.д.) которой он рисует в воздухе любую траекторию.
Принципы построения работы: Работа с сигнальными метками предусматривает размещение в разных участках групповой комнаты ярких сюжетных, предметных картинок, математических таблиц.
Принципы построения работы: Данные мнемотаблицы, мнемодорожки, карточки для моделирования, графичекий синквейн помогают при обучении монологу не отступать от темы, излагать события в логической последовательности, вносить интригующие игровые моменты, разнообразные проблемные ситуации, требующие творческих решений. Дети достаточное время проводят творчески, но с напряжением для глаз: рисуют, лепят, клеят, рассматривают картинки. Поэтому важно максимально ослабить это напряжение. Для снятия усталости глаз и профилактики миопии (близорукости) провожу специальную гимнастику для глаз (по методике Э.С.Аветисова) с помощью сигнальных меток.
Принципы построения работы: 4. Стимулирование в процессе обучения эмоционально-образного творческого правого полушария. Новизна и постоянно меняющаяся смена заданий развивает творческое воображение, логическое мышление, быстроту реакции, сообразительность.
Принципы построения работы: Ежедневное планирование работы по развитию речи во всех режимных моментах приводит к положительным результатам в речевом и общем умственном развитии. Предметно- развивающая среда группы является основным помощником в проведении работы по развитию речевой компетентности и коммуникативности дошкольников : д / игры в центрах развития речи и математики, диски из нашей фонотеки, центр детской библиотеки, ковролин, центр юного натуралиста, звёздный уголок именинника, карта географических открытий и многое другое. Этим же целям служат экологический букварь и постоянно меняющиеся сенсорно- экологические полотна по методике В. Ф. Базарного. Надеюсь достичь такого результата, чтобы о моих воспитанниках – выпускниках смело можно было бы сказать - подвижные, озорные, любознательные, аккуратные, стройные, здоровые, с хорошим зрением, весёлые, дисциплинированные, внимательные, собранные, работоспособные.
Принципы построения работы: Природа наделила детский организм удивительными возможностями, с естественной потребностью к движению и я, как могу, не только удовлетворяю её, но и развиваю. Поисковые упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно- активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. В этом помогает нам в работе приём хорового пения по методике В.Базарного.
Планирование дальнейшей работы Планирование дальнейшей работы В дальнейшем планирую: 1.Продолжить освоение и внедрение новых приёмов по методике В.Ф.Базарного. В частности, постоянно обогащать предметно- развивающую среду группы, оформить офтальмотренвжёр в группе по заданным требованиям размера и цвета, изготовить дорожку здоровья по принципу пуговичных ковриков. 2. Следить за появлением новшеств в методике В.Ф.Базарного. 3.Вести целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, разъяснения сути и применения на практике методики Базарного В.Ф. 4.Систематизировать свои наблюдения за динамикой развития воспитанников, продолжить отслеживание и фиксацию результатов деятельности воспитанников в школе и состояния их здоровья. 5.Принимать активное участие в планомерном внедрении элементов методики Базарного В.Ф. в детском саду согласно перспективного плана МДОУ детский сад 2.
Источники информации: Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – Сергиев Посад, Громов М.Ю., Смирнов Н.К. Педагогика и оздоровительная информация//Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы. – М., Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/авт.–сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений/авт. – сост. Е.В.Мазурова. – Баранаул, Сенников С.А., Костович Л. Школы укрепления здоровья//Школа здоровья. 2001, 1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: Аркти, Зайцев Г.К. Твое здоровье. С-П.: Детство - пресс, Касаткина В.Н. Педагогика здоровья. М.: Линка - Пресс, Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Свердловск, Интернет-ресурсы: / nologii_raskreposhhennogo_razvitija_v_f_bazarnogo/