ИCСЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ГНОМИК». ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ Подготовили: Коленко О.В. Николаева Н.И.
Цель проекта: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи: Расширять представление детей о свойствах окружающего мира. Знакомить с различными свойствами воды, песка, камней. Учить детей делать выводы на основе опытов. Участвовать в посильной практической деятельности. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Актуальность проекта : Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Организационно - подготовительный этап. Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ. Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе.
Основной этап ( цикл практических дел ). Опыты и занятия с водой Сначала смотрим, наблюдаем, Затем с водичкой мы играем. И вот он истины момент – Проводим мы эксперимент.
Игра с водой « Веселые капельки » Игровая ситуация : « Разноцветные капельки » ( опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками ) « Будем учиться заваривать чай » ( Знакомство с горячей водой ) Занятие « купание куклы Нюши » ( опыт превращение воды из горячей в теплую ). Ознакомление с художественной литературой « Течет река » ( стих Б. Заходер ). Игра с водой « Тонет – не тонет ».
Опыты с воздухом А воздух, он объект особый, Его руками не потрогать. Чтоб его увидеть глазом В трубочки подули разом. Потом на радость детворы Надували мы шары. Всю эту так сказать работу Назвали умным словом « опыт ».
Игра «Надуваем мы шары» (вдыхаем и выдыхаем воздух). Опыт-эксперимент «Чем мы дышим» (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки). Опыт «Может ли воздух быть сильным? ».
Опыты с песком На участке мы гуляли И песочек набирали. Мы песочек насыпаем И внимательно наблюдаем. А потом его намочим, Будет интересно очень. И из мокрого песочка Строим домик для мышонка.
Игра «Песчаный дождик» (рассматриваем свойства сухого песка). Игра «лепим куличики» (рассматриваем свойства мокрого песка). «Домик для мышонка» (игры с мокрым песком).
Занятия и экспериментирование с камнями На прогулку мы пошли, Камни разные нашли. Камни в воду мы бросали И в ладошках их держали.
Игра-исследование «Какие камешки бывают». Игра на развитие воображения «Живые камни» «Зачем человеку нужны камни» (ознакомление с окружающим) «Разноцветные камешки и картины» (лепка). «Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу).
Заключительный этап ( продукты проекта ). Стенд «Мы экспериментаторы»» «Музей камней» Изготовление альбомов с иллюстрациями: «Мир воды», «Мир камней, «Мир воздуха» Папка опыты с водой, с камнями, с воздухом.