Фонд Общественное Мнение Лариса Паутова директор проекта ФОМ-ТЕРРИ Инновационный потенциал Ростовской области: взгляд социолога из Москвы
2 «Готовых проектов, чтобы завтра инвестировать, действительно мало, особенно в инновационной сфере. Интересные проекты есть, но с ними надо работать, в том числе и самим инвесторам, закатав рукава». Дмитрий Лисенков, управляющий директор РОСНАНО Проблема: дефицит инноваций
Черты инновационной личности Активные, легко воспринимающие жизнь, коммуникабельные Склонные к непостоянству, изменениям, экспериментам Независимые, игнорирующие социальные условности, не доверяющие авторитетам Способные идти на риск Готовые к сотрудничеству Невосприимчивые к угрозе О.С. Советова по тесту Р.Б. Кеттела
4 «Инноваторы»: принцип вычисления ориентация на перемены активность успешность внутренний локус контроля
5 Локус контроля – это… Вопрос: Как Вы полагаете, от чего в большей мере зависит Ваше материальное положение: лично от Вас (от Ваших усилий, характера, трудолюбия, расчетливости) от не зависящих от Вас обстоятельств (от ситуации в стране, в вашем городе, селе, от начальства, случайностей, удачи и пр.)? Внутренний -36% *данные в % от всех опрошенных. «ФОМ - Георейтинг». Внешний - 54%
Ростовские индивидуалисты в области 35% против 36% в России 6 в Ростове – 43%
7 Ориентация на перемены- это… любят перемены, новшества, охотно изобретают, экспериментируют относятся к переменам, новшествам насторожено, не склонны изобретать новое, не любят экспериментировать 23%67% *данные в % от всех опрошенных. «ФОМ - Георейтинг», ноябрь 2009 г.
8 Ростовские «мобильные люди» 26% против 25% по стране
примерно 6% населения страны преимущественно мужчины (61% против 46% в среднем по стране) более половины группы в возрасте лет работники непроизводственного сектора (54% против 33%) преимущественно живут в мегаполисах и крупных городах 55% - активные интернет пользователи (против 21%) 9 «Инноваторы»: кто они?
10 «Инноваторов» в области 5,8%
Где они в России? 11
12 Ростовская предприимчивость « Из копейки сделают две» «Наши не пропадут. Бабушки копошатся, картошечку садят, продают. Не пропадут» В ситуации финансовых трудностей треть ростовчан скорее будут действовать активно, искать дополнительные источники дохода, а не мириться со сложившимися обстоятельствами.
13 Купеческая жилка Среди активных людей доля тех, кто уже имеет собственный бизнес – 14%. Хотели бы его иметь 41%. В ближайшие один – три года 7% жителей Ростовской области планируют открыть свой собственный бизнес, а среди «людей-XXI» доля таковых в два раза больше –14%.
14 Умеют договариваться Данные ФОМа - отсутствие идеологии солидарности, лояльности власти и социальной ответственности, но доминирование социальной активности и альтруизма.
15 Cоперничество с Кубанью «Мы лично лучше каких-то там кубаноидов», «Все равно они - колхозники по натуре».
Люди XXI. Принцип 2 16 Посещение косметических салонов Пользование интернетом, ведение переписки по электронной почте 1. Новые технологии Пользование компьютером Пользование мобильным телефоном Вождение автомобиля Покупка товаров в кредит Пользование пластиковой карточкой Получение банковских кредитов Инвестирование в ценные бумаги Обращение с валютой 2. Активное финансовое поведение Получение дополнительного образования Поездки за границу Покупка туристического и/или спортивного снаряжения Полеты на самолетах 3. Тяга к «расширению горизонтов» 4. Рационализация времени Доставка товаров на дом Пользование услугами домработниц и нянь 5. Внимание к себе Занятия в фитнес- центре или спорт- клубе
Люди-XXI в России: кто они? Респондентов, указавших не менее шести позиций из приведенного списка, мы относим к группе «Люди-XXI». Люди-XXI: около 15-17% населения страны преимущественно живут в городах и мегаполисах чуть более половины имеют высокий доход (53%) более 60% - в возрасте лет почти половина имеют высшее образование 17
18 Люди-XXI в регионах: сколько их?
Непрерывно учатся «У меня три диплома: переводчика, врача, маркетолога, но реально больше» 19
Установка «вкалывать» «Работы – валом. Иногда даже времени на еду не хватает» 20
Лояльны 21 Люди-XXI предпочитают политической и гражданской активности, активность в приватной жизни, карьере и досуге
22
23 Спасибо за внимание! Лариса Паутова Директор проекта «ФОМ-Терри» Доктор социологических наук Фонд «Общественное мнение»
24 Люди XXI в регионах
2 Индикаторы инновационного потенциала личности Изучение локомотивной группы «Люди-XXI» Изучение потенциала предпринимательства Проникновение интернета в регионы Оценка населением деятельности властей по модернизации и внедрению инноваций В зоне внимания ФОМа