Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории посредством игры Михайлова Елена Ивановна учитель истории и обществознания высшей категории, отличник образования РС(Я)
ИГРА Это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям Советский энциклопедический словарь
«Труд, учение, игра способствуют формированию характера и развитию воли и интеллекта» М. Горький
Ключевые компетентности Многофункциональны Надпредметны и междисциплинарны Многомерны
Цели: Образовательные – систематизировать, обобщать и закреплять знания учащихся по теме Развивающие – совершенствовать навыки анализа исторических документов, развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ на основе источников; доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и разрешать проблемы; проявлять находчивость в ответах Воспитательные – способствовать укреплению коллектива класса на основе общего дела и сопереживать за свою команду; способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории
Классификация игр по различным признакам Н.К. Ахметов ИГРЫ По целям По числу участников По характеру отражения действительности
Классификация игр по степени импровизации В.Г. Семенов Игры с ролями и сюжетом (импровизированные) Игры с ролями и сюжетом (импровизированные) Игры с четким каноническим сюжетом (канонические) Игры с четким каноническим сюжетом (канонические) Бессюжетные игры (кроссворды) Бессюжетные игры (кроссворды)
Классификация игр на деловые и ретроспективные И.В. Кучерук Деловые Деловые Игра-обсуждение (диспуты, симпозиумы, круглые столы, телемосты и т.д.) Игра-обсуждение (диспуты, симпозиумы, круглые столы, телемосты и т.д.) Игра-исследование (очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, научный доклад и т.д.) Игра-исследование (очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, научный доклад и т.д.) Ретроспективные Ретроспективные Ролевые (театрализованное представление, театрализованная игра, проблемно-дискуссионная игра) Ролевые (театрализованное представление, театрализованная игра, проблемно-дискуссионная игра) Неролевые (воссоздание исторического прошлого) Неролевые (воссоздание исторического прошлого) Маршрутная игра (воображаемое путешествие) Маршрутная игра (воображаемое путешествие)
Тренинговые игры Настольные игры ( домино, лото, «Поле чудес» и др.) Игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) Сюжетные, с воображаемой ситуацией на основе тренинга («неотосланная депеша», «расшифровка иероглифов» и др.)
Участники игры Учитель – инструктор, судья-рефери, тренер, председатель, ведущийУчитель – инструктор, судья-рефери, тренер, председатель, ведущий Учащиеся – актеры, зрители, экспертыУчащиеся – актеры, зрители, эксперты
Основные этапы игры Подготовительный – обсуждается общий замысел и стратегия игры, пишется план, сценарий, проводится инструктаж и т.д.Подготовительный – обсуждается общий замысел и стратегия игры, пишется план, сценарий, проводится инструктаж и т.д. Вводный – постановка задач и возможностей игры, роль отдельных участников, дается общее направление игре, формулируются познавательные задания на весь урокВводный – постановка задач и возможностей игры, роль отдельных участников, дается общее направление игре, формулируются познавательные задания на весь урок Игровой – эмоциональное вовлечение всех учеников класса в игру, координация учителем игровых действийИгровой – эмоциональное вовлечение всех учеников класса в игру, координация учителем игровых действий Оценочный – анализ занятия, оценки и самооценки участников, обсуждение самого хода и результативности игровых действий учениковОценочный – анализ занятия, оценки и самооценки участников, обсуждение самого хода и результативности игровых действий учеников
Учет возрастных особенностей учащихся при проведении игр классы Виды игр 5 -7 кл Импровизация, игры с ролями и сюжетном Тренинговые игры 8 -9 кл Ретроспективные игры, маршрутные игры, воображаемые путешествия кл Проблемно-дискуссионные игры: деловые игры, игры- обсуждения, дискуссии, дебаты
«Дебаты – как средство формирования гражданской активности» Михайлова Е.И.
Цели: Формирование коммуникативного поведения Воспитание ценностных ориентаций и убеждений, гражданской позиции школьников
Задачи: Реализация международной программы технологии дебатов Формирование организационных и исследовательских навыков Расширение политической культуры учащихся
ВЕЛИКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ
Играючи Без усилий, как будто шутя решить трудную задачу С.И. Ожегов Словарь русского языка