Урок - коммуникация Районная педагогическая конференция В копилку опыта Бармотина Валентина Фёдоровна учитель русского языка и литературы, высшая категория МОУ СОШ 1 р.п.Переяславка
Урок коммуникация Ведущий метод – интерпретация текста. Ведущие приёмы – все виды языкового разбора. Преимущества: 1. Порождают естественную речевую среду. 2. Создают живую необходимую учебную ситуацию. Ответы на вопросы представляют мини-текст
Урок коммуникация Материалы к уроку: 11 класс Тема: «Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях» Цель: 1. Отработка практических навыков расстановки знаков препинания и синтаксического разбора сложноподчинённого предложения. 2. Готовимся к ЕГЭ: повторить типы союзов, разряды местоимений, подчинительные словосочетания с разными видами связи. 3. РР Готовимся к ЕГЭ: Развивать умение определять тип речи текста, изобразительно- выразительные средства языка и их роль в тексте, тему и основную мысль текста.
Эпиграф Покуда есть чужая боль, Жалеть себя вряд ли стоит… Л.Миланич Родилась в Хабаровске 8 сентября 1934г. Известна как автор многих поэтических сборников Член Союза писателей СССР (России). Живет в Хабаровске. Миланич Людмила Ивановна -Как понимаете смысл высказывания?
Работа с текстом Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живет в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть нашей жизни оправдание. А.Дементьев Андрей Дмитриевич Дементьев Родился 16 июля 1928 русский советский поэт, лауреат премии Ленинского комсомола (1981), Государственной премии СССР (1985), Бунинской премии (2007).
Виды языкового разбора Речеведческий анализ текста: - Какова тема данного текста? - Назовите ключевые слова? - Определите основную мысль? - Какие изобразительно- выразительные средства языка использует автор? Какова их роль?
Синтаксический и пунктуационный разбор: - Определите синтаксические особенности текста. - Постройте схему данного предложения - Какую смысловую нагрузку несут однородные придаточные времени? - Выпишите и разберите подчинительные словосочетания?
Морфологический разбор: - Определите роль союза ПОКА. - Произведите его морфологический разбор. - Найдите в тексте местоимения, определите их разряд. - Какова роль личных местоимений в тексте?
Словообразовательный разбор: - Произведите словообразовательный разбор слова СОСТРАДАНИЕ. - Какое значение имеет приставка СО? - Приведите примеры слов с этой приставкой. - Какова роль этого слова в тексте?
Лексический разбор: - Определите лексическое значение слова БУЙСТВУЕМ (работа с толковым словарём Ожегова: «Буйствовать – буйно вести себя; буйный – в народной поэзии: порывистый, сильный, непокорный.») - В каком значении употребляет это слово автор текста? - Определите лексическое значение слова ОПРАВДАНИЕ (работа с толковым словарём Ожегова: «Оправдание – довод, которым можно оправдать что-то, доказать правоту»)
Фонетический разбор: - произведите фонетический разбор слова ЧУВСТВУЕМ.
ИТОГ Монологический ответ: «Интерпретация текста»
Мини-диктант с грамматическим и творческим заданием. 1.Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. 2.Думаю, что это чувство врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. 3.Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет, атрофируется. 4.Упражняется ли милосердие в нашей жизни? 5.Есть ли постоянная принуда для этого чувства? 6.Часто ли мы получаем призыв к нему? Д.Гранин
Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия Герман; 1 января 1919, Вольск, Саратовская губерния) русский советский писатель и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1989), Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005), лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России, а также премии Президента РФ в области литературы и искусства, премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, премии Гейне и других премий.
Работа с текстом Грамматические задания: 1. Синтаксический и пунктуационный анализ: - Объясните постановку знаков препинания. - Произведите пунктуационный разбор предложения 3.
2. Речеведческий анализ -Определите стиль и тип речи (докажите) -Какую проблему поднимает автор? -Какова позиция автора? -Какую роль играют вопросительные предложения во втором абзаце текста? Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? -Что объединяет высказывания Л.Миланич, А.Дементьева и Д.Гранина?
Творческое задание: - Продолжите текст, письменно ответив на вопросы, которые в нём поставлены, озаглавьте ваше рассуждение, в работе используйте сложноподчинённые предложения.