Содержательный компонент урока Подготовила учитель начальных классов МБОУ Голицынская СОШ1 Савченко Ольга Валериевна
Урок, соответствующий ФГОС – урок развивающего обучения Это возможно, если: Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью. Используются не только предметные задания, но и компетентностные задачи, т.е. задания,связанные с применением предметных знаний на практике.
Компетентностный подход- не усвоение отдельных знаний, а овладение ими в комплексе. Компетентность - результат когнитивного научения. Компетенция- способность и готовность использовать знания и умения в реальной жизни. Ядром компетентности является совокупность способов действий.
Правильно организованный учебный процесс формирует у учащихся ряд компетенций: Ценностно-смысловые компетенции- умение адекватно оценивать свои способности, понимать личностную значимость образования, т.д. Учебно- познавательные компетенции-планирование своей деятельности, способность к самореализации. Информационные компетенции-способность самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию. Коммуникативные компетенции- умение жить в коллективе, планирование сотрудничества, умение выражать свои мысли. Реализация компетентностного подхода возможна лишь в том случае, если в учебном процессе формируются данные компетенции.
Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо: Регулярно задавать вопросы вида: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями?», «Где в жизни пригодятся эти знания?» Систематически включать в урок компетентностные задачи; Использовать на этапе обобщения интегрированные задачи; Предусматривать работу над учебными проектами. Компетентностные задачи- задания на применение предметных знаний для решения практической задачи.
Примеры компетентностных заданий по русскому языку: Задания на формирование познавательной мотивации- научиться писать без ошибок, чтобы тебя понимали. Установка: на родном языке писать с ошибками стыдно! Ученик допустил ошибки при списывании. Догадайся, почему не сразу понятно, что произошло. Найди ошибки в записке. Задания по обучению написания текстов необходимых в быту:записок, писем, рецептов, объявлений. Задания на овладение правилами культурного поведения: разговор по телефону, ведение диалога по теме
Пример компетентностных заданий по обучению грамоте: Ознакомление с этапами создания предметов, объектов. КАК МЫ УСТРОИЛИ АКВАРИУМ Мы поставили аквариум на стол. Мама и папа купили нам аквариум и ______. Потом _____________ и налили _____. На ____ насыпали камушки. Как стало красиво! И вот в наш аквариум пустили ______.
Примеры компетентностных заданий по окружающему миру: Задания по определению поведения в сложных ситуациях: -Как вы поведете себя во время грозы: дома, в лесу? Вы-участник арктической экспедиции. -Какими чертами характера ты должен обладать? Задания экологического характера: -Что произойдет, если всю воду из реки человек потратит на свои нужды?
Урок должен содержать элементы творческой работы: Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Умение видеть новую функцию объекта. Альтернативное мышление- видение возможных решений данной проблемы. Создание нового продукта. Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый.
Примеры творческих заданий Обучение грамоте Инсценирование, создание нового продукта, задания на поиск закономерностей. Русский язык Составление слов, предложений, работа с текстом, т.д. Литературное чтение Отгадывание загадок, выразительное чтение стихотворений, чтение по ролям, создание нового продукта, пересказ текста. Математика Логические задания, подбор и восстановление недостающих элементов, арифметические задачи с недостающими или лишними данными,т.д. Окружающий мир Задания на поиск ошибок, создание нового продукта: рассказа, плаката и др.
Содержание урока должно быть направлено на достижение метапредметных результатов-УУД Практически каждое задание на уроке является развивающим, т.е. направлено на развитие какого-либо психического процесса или саморегуляции. Группы развивающих заданий: Мотивирующие интеллектуальную деятельность; Организующие целеполагание; Развивающие познавательные процессы; Развивающие внимание и самоконтроль; Стимулирующие рефлексию.
Содержание урока включает изучение общих способов действий Общие способы действия- способы решения широкого класса задач. Они могут быть представлены в виде памятки- алгоритма, плана действий, правила, модели, схемы. В развивающем обучении способ действия является предметом специального анализа: «Как ты это делал?», «Как научить других выполнять эти задания?»… Такие вопросы и задания усиливают рефлексивную направленность обучения.
От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария Эбнер Эшенбах