Межгосударственный авиационный комитет Координационная комиссия по аэронавигации Москва, 1-2 декабря 2010 г. О различиях между национальными правилами аэронавигационного обеспечения в государствах-участниках Соглашения о ГА и об ИВП и Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО. Коногин Сергей Николаевич
Решение Совета глав государств СНГ об утверждении Концепции гармонизации национальных систем ОрВД государств - участников СНГ от 19 сентября 2003 г. В краткосрочном плане : приведение национальных требований в соответствие со Стандартами ИКАО; унификация нормативно-правовой базы участников СНГ; внедрение маршрутов зональной навигации; взаимное использование радиотехнических средств и систем; организация совместных исследований; обмен опытом создания национальных аэронавигационных систем. В стратегическом плане : разработка единой технической архитектуры; разработка совместных проектов; проведение экономических исследований.
Решение Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 г. Об Основных направлениях развития гражданской авиации и мерах по повышению безопасности полетов в государствах - участниках СНГ. Межгосударственному авиационному комитету: продолжить работу по участию в формировании проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов по направлениям деятельности ГА; сосредоточить внимание на вопросах разработки и осуществления межгосударственных программ обеспечения безопасности полетов.
Приоритетные направления сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, утверждены Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года: реализация перспективных программ развития систем ОрВД; координация процессов планирования потоков воздушного движения; гармонизация требований к бортовому оборудованию ВС; совместное использование радиотехнических систем; унификация требований к характеристикам наземного РТО полетов; разработка совместных проектов по внедрению новой техники, технологий и методов ОВД.
Работа, проводимая в государствах - участниках СНГ по выполнению Решений Совета глав правительств СНГ в области развития ИВП и ОрВД: ведется подготовка к применению RVSM; вводится классификации воздушного пространства; проводится работа по распределению ответственности между экипажем и диспетчером; ведутся работы, направленные на достижение рабочего уровня знани й английского языка.
Краткий предварительный обзор работы 37-й Сессия Ассамблеи ИКАО. Монреаль 28 сентября – 08 октября 2010 года. Владение английским языком для ведения радиотелефонной связи. Ассамблея: рекомендует Договаривающимся государствам использовать стандартную фразеологию ИКАО во всех ситуациях, для которых она предписана; призывает до 5 марта 2011 года не вводить ограничений, на влет в воздушное пространство государств, в которых диспетчеры не отвечают требованиям к владению языком.
Глобальная система ОрВД. Техническая Комиссия: подчеркнула необходимость продолжать работу в области внедрения глобальной аэронавигационной системы, основанной на характеристиках, направленную на обеспечение функциональной совместимости, гармонизации и единообразия; отметила наличие значительной путаницы в части эксплуатационных выгод, которые могут быть получены на основе реализации широкого выбора имеющихся вариантов бортового оборудования.
NextGen и SESAR – часть глобальной системы ОрВД Техническая Комиссия: планы внедрения навигации, основанной на характеристиках (PBN), представили примерно две трети государств. ИКАО начала применять механизм измерения объема внедрения во всем мире. База данных этого механизма свидетельствует о медленном росте объема внедрения PBN.
Резолюция 36/1: Глобальные цели в области навигации, основанной на характеристиках Ассамблея: настоятельно призывает все государства внедрять основанные на RNAV и RNP маршруты ОВД и схемы захода на посадку в соответствии с концепцией, изложенной в Руководстве по навигации, основанной на характеристиках (PBN) (Doc 9613); постановляет, чтобы государства в срочном порядке завершили подготовку плана внедрения PBN с целью обеспечения внедрения схем захода на посадку с вертикальным наведением к 2016 году с достижением следующих промежуточных показателей: 30 % – к 2010 году, 70 % – к 2014 году.
Резолюция 36/2: Глобальное планирование ИКАО в целях обеспечения безопасности полетов и устойчивого развития Ассамблея: поручает Совету внести изменения в глобальный аэронавигационный план ( ГАНП ), предусматривающие включение механизма, который позволит ИКАО беспрепятственно анализировать влияние планов государств по модернизации аэронавигационных систем на глобальную систему и затем предпринимать соответствующие необходимые меры по обеспечению глобальной гармонизации;
Ассамблея: призывает государства, группы регионального планирования и осуществления проектов (PIRG) и авиационную отрасль использовать предусмотренные в ГАНП рекомендации в рамках деятельности по планированию и осуществлению проектов; призывает государства, разрабатывающие планы модернизации своих аэронавигационных систем с учетом оборудования нового поколения, своевременно информировать ИКАО о своих планах, в целях обеспечения глобальной совместимости и гармонизации.
Техническая Комиссия: рассмотрела документ, в котором говорилось о прогрессе и планах Китая в области разработки GNSS и внедрения PBN. В нем также содержался призыв к ИКАО включить в Приложение 10 материалы по китайской системе GNSS, известной как "Бейдоу" (COMPASS), с тем, чтобы обеспечить согласованный, безопасный, эффективный и плавный переход в будущем ; отметила, что при необходимости соответствующие материалы будут включаться в документацию ИКАО для обеспечения ее совместим ости с глобальной системой GNSS.
Техническая Комиссия: рассмотрела документ, представленный Российской Федерацией, в котором отмечалось осуществление большого числа программ ОрВД, и внимание привлекалось к тому факту, что при отсутствии глобального надзора это способно поставить под угрозу глобальную совместимость. К ИКАО был обращен призыв принять меры для координации исследований и разработок в поддержку различных программ ОрВД для обнаружения различий на ранних стадиях. С оздать специальный орган для координации деятельности государств по созданию перспективных систем ОрВД и конкретно для рассмотрения типовых проблем и согласования позиций государств.
Разработка обновленного сводного заявления о постоянной политике и практике ИКАО в области глобальной системы ОрВД и CNS/АТМ Техническая Комиссия: рассмотрела документ, представленный Российской Федерацией, в котором содержалась просьба о том, чтобы Совет инициировал проведение исследования возможных сценариев развертывания автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа ( АЗН -B) и примыкающих применений, уделив особое внимание обеспечению безопасности полетов, учитывая также различные альтернативные линии передачи данных, которые могут быть использованы, включая ЛПД 1090 ES, УКВ ЛПД режима 4 (VDL- 4) и другие.
ИАТА : выразила мнение о том, что ЛПД 1090 ES должна быть предпочтительной линией в интересах глобальной совместимости и гармонизации (ADS-B in и out). Техническая Комиссия: напомнила о том, что ИКАО разрабатывает "дорожную карту" в области связи, навигации, наблюдения (CNS), в которой будут охарактеризованы варианты внедрения всех технологий CNS на основе эксплуатационных требований. Исходя из этого, было решено передать предложения, содержащиеся в этом документе, Совету для дальнейшей передачи и включения в основную "дорожную карту" технологий CNS для оценки и дальнейшей работы.
Бельгия: выступая от имени Европейского сообщества и его государств- членов, ЕКГА и ЕВРОКОНТРОЛя, предложила включить следующий новый пункт постановляющей части в резолюцию A35/15, который был принят Технической Комиссией: Ассамблея: "призывает государства и региональные организации по контролю за обеспечением безопасности полетов (RSOO) разработать основу для совместного планирования и сотрудничества на субрегиональном уровне в целях совместной разработки систем CNS/ATM".
Разработка обновленного сводного заявления о постоянной политике ИКАО и связанной с ней практикой, касающейся конкретно аэронавигации. Выработка Стандартов и Рекомендуемой практики (SАRРS) и Правил аэронавигационного обслуживания (РАNS): даты начала применения поправок к SАRРS и РАNS устанавливаются с таким расчетом, чтобы у Договаривающихся государств оставалось достаточно времени для претворения их в жизнь; приложения или документы PANS не должны изменяться чаще, чем один раз в календарный год.
Правила, связанные с вышеизложенными положениями 1. Совету : обеспечить, чтобы положения SARPS и PANS находились в полном соответствии друг с другом ; стремиться к совершенствованию процесса обработки, формы представления и повышения степени полезности документов ИКАО, содержащих SARPS, PANS и другие связанные с ними положения, особенно в отношении сложных систем и видов их применения ; изыскивать наиболее оптимальные средства разработки, перевода, обработки и распространения технических требований.
2. Договаривающимся государствам следует представлять полные и подробные замечания по предложениям об изменении SARPS и PANS или, по крайней мере, выражать свое согласие или несогласие по их существу. На эти цели им следует предоставлять не менее 3 мес. Кроме того, Договаривающиеся государства должны уведомляться, по крайней мере, за 30 дней о предполагаемом утверждении или принятии материала, по которому с ними не проводились консультации. 3. Договаривающимся государствам следует предоставлять полных 3 месяца для уведомления о несогласии с принятыми поправками к SARPS; при установлении срока представления уведомления о несогласии Совету следует учитывать время, требующееся для пересылки принятых поправок и получения уведомлений от государств.
Краткая выдержка из семинара по проекту внедрения PBN. ИКАО (Европейское и Североатлантическое бюро). Амстердам 11 марта 2010 год.
На маршруте и в Узловых диспетчерских районах: годы: переход к общей среде RNAV; повышение покрытия DME; обеспечение качества и безопасности сигнала GNSS; постепенное сокращение NDB и VOR до минимума годы: переход к общей RNAV зоне без DME; наличие системы "Галилео" и усовершенствованного GPS; дальнейшее удаление NDB и VOR и ненужной авионики; DME охват остается в качестве резерва год и далее: несколько систем GNSS; полный вывод VOR и NDB; DME охват остается в качестве резерва.
В районах подхода и зонах посадки: годы: ИЛС остаётся основным средством точного захода на посадку; постепенная замена неточного захода на посадку на APV (схема захода на посадку с вертикальным наведением); постепенное внедрение категории 1 GBAS; MLS (микроволновая) в качестве альтернативы годы: ИЛС остается основным средством; категория 1 GLS, SBAS LPV200 и MLS вводятся и поддерживаются в случае необходимости; категории 2 и 3 GBAS становятся доступными год и далее: ИЛС остаётся основным средством точного захода на посадку; широкое использование GLS категории 2 и 3, ведущее к снятию с эксплуатации ИЛС категории 1; категории 2 и 3 ИЛС остаётся в качестве резерва для GLS; более широкое использование LPV (боковое и вертикальное) на основе GPS / Galileo / ГЛОНАСС / SBAS.
Выводы. Совершенствование аэронавигационного обслуживания и внедрение новой техники в разных странах происходит неравномерно. Страны с высокой интенсивностью полетов вынуждены форсировать работы по переходу к перспективным аэронавигационным системам. В настоящее время Евросоюзом реализуется проект SESAR, а в США проект NextGen. В России исследования по данному направлению ведутся в рамках программ по реализации "Концепции создания и развития аэронавигационной системы России". Работы по созданию аэронавигационных систем ведутся и в ряде других стран. Органам аэронавигационного планирования предоставлен широкий выбор организационных и технических решений, которые могут привести к возникновению проблем совместимости аэронавигационных систем.
Предложения. В целях: осуществления взаимного обмена информацией и согласования позиций государств содружества, позволяющих обеспечить совместимость систем; координации стандартов, правил и процедур, при внедрении новой техники для аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов; минимизации затрат государств по гармонизации национальных аэронавигационных систем. Предлагаю в рамках Координационной комиссии по аэронавигации Межгосударственного авиационного комитета организовать рабочую группу по мониторингу существующих и создаваемых аэронавигационных систем.