Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников в условиях современной модели образования (из опыта работы учителя) Лукашенкова Ж.В. учитель православной культуры МБОУ СОШ 33 города Смоленска
Актуальность пособия Актуальность пособия Н овый учебный предмет ОРКСЭ (модуль Православная культура) в условиях перехода на ФГОС нового поколения ещё более обострил проблему ОТСУТСТВИЯ методического сопровождения дисциплин духовно-нравственного содержания. Возникла НЕОБХОДИМОСТЬ поиска НОВЫХ содержательных и методических аспектов образования, а также АДАПТАЦИИ уже известных методических средств к новым условиям
Цель пособия Цель пособия Представить методический инструментарий учебных занятий, организационно-практические материалы, используемые при создании моделей урочной и внеурочной деятельности школьников, способствующие реализации духовно- нравственных образовательных и воспитательных задач
Методические материалы для формирования духовно- нравственных ценностей на уроке - Формулирование темы урока и постановка проблемы. - Метод диалога. - Методы и приёмы работы с текстами житийной и художественной литературы. - Наглядные методы обучения. - Методы обучения творческому письму. -Приёмы творческого чтения. -Активные формы развивающих творческих заданий. -Приёмы рефлексии. -Виды и способы постановки домашнего задания. и др. I раздел
II раздел Основные приёмы работы с понятиями духовно-нравственного и религиозного содержания - Работа с терминами. - Лингвоанализ. - Миниатюра по опорным словам. - Метод ключевых слов. - Вычленение понятий из слова. - «Играем» со словом. - Ассоциации. - Составление кеннингов. - и др.
III раздел Инновационные формы организации обучения на уроках духовно- нравственного цикла - Урок-путешествие. - Урок-погружение. - Урок-презентация. - Урок-исследование. - Занятие в форме «Круглого стола» - Урок в форме «вопросов и ответов». - Мастерская по ценностно-духовной проблематике.
IV раздел Приёмы организации игрового взаимодействия - Игры с текстом. - Интеллектуальные игры. - Игровые модели: игра-драматизация, игра-загадка, постановка живых картин, игра с последующей рефлексией, станционная игра и др. - Ситуативные игры.
V раздел Контроль и оценка учебных достижений учащихся на занятиях духовно- нравственного цикла Виды, формы и способы контроля. Самоконтроль на уроке. Контроль в форме творческих работ: рецензия, развёрнутая аннотация, путевые заметки, отзыв о фильме (книге), очерк, сентенция. Особенности оценивания учащихся на уроках духовно- нравственного цикла. КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА
VI раздел Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности Экскурсии по святым местам. Предметная неделя по необычному сценарию. Модель организации работы секции «Аксиология» научного общества обучающихся. Формы взаимодействия образовательных учреждений со Смоленской епархией.
СМОЛЕНСК Область применения Методическое пособие адресовано широкому кругу педагогов: школьным учителям, классным руководителям, организаторам внеклассной работы, а также преподавателям и студентам педагогического колледжа
«… Предложенные автором практико-ориентированные приёмы и методы способствуют нравственному совершенствованию современного школьника, развитию ценностных личностных характеристик, основанных на христианском мировоззрении» Допущено областным Экспертным советом при ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» в качестве методического пособия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся для педагогов образовательных учреждений. ГРИФ:
Участие проекта пособия в конкурсе работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя» Диплом I степени патриарха Московского и всея Руси Кирилла (2012 г.) Грамота за I место Министерства образования и науки Российской Федерации (2013 г.)