Локальные системы непрерывного металлургического образования в идеологии CDIO Высшая инженерная школа – Институт цветных металлов и материаловедения
Разработка CDIO началась в конце 1990-х в США как ответ на недовольство работодателей тем, что университетское инженерное образование слишком отдалилось от практики. Официально сообщество CDIO появилось в 2000 году, благодаря сотрудничеству Массачусетского технологического университета с тремя шведскими университетами - Технологическим университетом Чалмерса, Линкёпингским университетом и Королевским технологическим институтом. Автором и соучредителем инициативы CDIO является Эдвард Кроули (Edward F. Crawley), профессор аэронавтики, астронавтики и инженерных систем MIT. С 2003 по 2006 годы занимал позицию исполнительного директора Института Кембридж-МТИ (Cambridge-MIT Institute, CMI). В настоящее время возглавляет «Сколковский институт науки и технологий» (СколТех). На сегодняшний день CDIO охвачены более 100 вузов по всему миру (30 стран). Члены CDIO в России: 1.Томский политехнический университет (с 2011) 2.Сколковский институт науки и технологий (с 2012) 3.Астраханский государственный университет (с марта 2012) 4.Московский авиационный институт (с октября 2012) 5.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (с марта 2013) 6.Московский физико-технический институт (с апреля 2013).
Всемирная инициатива CDIO – Дорожная карта по подготовке нового поколения Всемирная инициатива CDIO по подготовке инженеров нового поколения (Си-Ди-Ай-О). CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate), Придумывай – Разрабатывай – Внедряй – Управляй) – основной принцип инновационной образовательной среды для подготовки нового поколения инженеров. 3
Декларируемая цель CDIO: инженер – выпускник вуза должен уметь придумывать новый продукт или новую техническую идею, осуществлять все конструкторские работы по ее воплощению (или давать нужные указания тем, кто будет этим заниматься), внедрить в производство то, что получилось. 4
Инициатива CDIO имеет три основных цели обучения студентов, способных: 1. Овладеть глубокими знаниями технических основ. 2. Руководить процессом создания и эксплуатации новых продуктов и систем. 3. Понимать важность и последствия воздействия научного и технологического прогресса на общество. 5
Локальная система инновационного непрерывного металлургического образования в идеологии CDIO Компетентность – интегративная характеристика субъекта: способность и готовность к продуктивной профессиональной деятельности ФГОС ВПО: ПК, ОК 6
Локальная система инновационного непрерывного металлургического образования в идеологии CDIO CDIO: Всемирная инициатива - по подготовке инженеров нового поколения (Conceive –Design – Implement – Operate, Придумывай – Разрабатывай – Внедряй – Управляй) (Си-Ди-Ай-О) – основной принцип инновационной образовательной среды для подготовки нового поколения инженеров 7
Локальная система инновационного непрерывного металлургического образования в идеологии CDIO Анализ концепции CDIO: проектное обучение – известно; Системно-комплексный подход – новое: Стандарт 1 – CDIO как контекст инженерного образования 8
Локальная система инновационного непрерывного металлургического образования в идеологии CDIO Кто определяет содержание формирования проектировочно-внедренческой компетентности металлурга? ФГОС ВПО +Компания 9
Локальная система инновационного непрерывного металлургического образования в идеологии CDIO Синтез идей CDIO + частно-гос. партнерство Новое качество образовательного процесса: - ориентация на проблемы предприятий; - расширение рабочего пространства для практического освоения проектировочно-внедренческой деятельности; -непрерывные практики; - интегрированный учебный план, реализуемый совместно; - интерактивные методы; - существенная переподготовка ППС (учить «другому» и по «другому»). 10
Гуманитарный блок 1 курс Модуль «Введение в инженерную деятельность» Производственно-технологический модуль Непрерывное присутствие Компании в образовательном процессе Естественнонаучный и математический блок Общеинженерный блок Гуманитарный блок 2 курс Естественнонаучный и математический блок Общеинженерный блок Общеметаллурги- ческий блок Общеинженерный блок Экономический блок Специальный блок Итоговая аттестация 3 курс4 курс Инновационный учебный план на идеологии CDIO Conceive – Design – Implement – Operate Планировать – Проектировать – Производить – Применять Conceive – Design – Implement – Operate Планировать – Проектировать – Производить – Применять
Модуль «Введение в инженерию» ДисциплинаСеместр Зачетные единицы История науки и техники 12 Информационные сервисы 1,24 Экология и рациональное природопользование (общая теория систем) 2,34 Профессиональная этика 52 Основы научной и проектной деятельности 62 Междисциплинарные проекты 2,4,63 Базовая часть
Гуманитарный модуль ДисциплинаСеместр Зачетные единицы История 23 Философия 23 Иностранный язык 1,2,3,416 Базовая часть Вариативная часть ДисциплинаСеместр Зачетные единицы Само-менеджмент 13 Психология 12 Язык делового общения 12 Правовое обеспечение профессиональной деятельности в сфере металлургии 12 Аспекты культуры в профессиональной деятельности 22
Общеметаллургический модуль ДисциплинаСеместр Зачетные единицы Металлургические технологии 4,510 Металлургическая теплотехника 56 Базовая часть Вариативная часть ДисциплинаСеместр Зачетные единицы Металловедение и термообработка 55 Автоматизация металлургического производства 52 ВАКАНСИЯ 2
Обогащение идей CDIO в проекте Идея проекта: -Синтез CDIO + частно-государственное партнерство; -Проектирование образовательного процесса в совместной деятельности ВУЗ и Компания; -Реализация ООП совместно ВУЗ и Компания; -Получение нового продукта – современного инженера. 16
Результаты взаимодействия ВУЗ-Компания КомпанияВУЗСтудент 1. Подготовка специалистов, обладающих профессиональными навыками и умениями в соответствии с требованиями Компании 1. Привлечение средств компании к развитию материально-технической базы вуза 1. Трудоустройство после завершения обучения 2. Развитие кадрового потенциала Компании, соответствующего по качеству и структуре потребностям производства 2. Расширение возможностей совместного издания учебной, справочной, научной и научно-технической литературы, публикаций 2. Изучение специальных дисциплин, востребованных на производстве 3. Выработка у будущего специалиста навыков корпоративной профессиональной культуры 3. Привлечение высококвалифицированных профессионалов-производственников к участию в учебном процессе 3. Приобретение навыков корпоративной профессиональной культуры 4. Возможность для компании влиять на содержание основной образовательной программы 4. Объединение усилий сторон в проведении научных, технологических, проектно- конструкторских разработок 4. Получение углубленных профессиональных навыков 5. Сокращение периода адаптации к условиям и содержанию профессиональной деятельности 5. Повышение квалификации работников вуза в научно-технической и производственной сфере 5. Возможность участия в научных, технологических, проектно-конструкторских разработках 6. Повышение квалификации работников компании в образовательно-академической среде с привлечением педагогических и научных кадров высшей школы 6. Материальная поддержка работников университета, участвующих в программе 6. Материальная поддержка студентов компанией 7. Возрастание конкурентоспособности компании 7. Возрастание конкурентоспособности выпускников университета 7. Сокращение сроков адаптации к условиям работы компании