Что изменил Закон о торговле: количественный анализ Радаев В.В. II МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО», 5 апреля 2012 г. Высшая школа экономики,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что изменил Закон о торговле: количественный анализ Радаев В.В. Бизнес Саммит Food Business BBCG, 9-10 февраля 2012 г. Высшая школа экономики, Москва,
Advertisements

Статистика дел Федеральной антимонопольной службы 2002 – 2004 гг. Материалы к Коллегии ФАС России, Москва, 24 мая 2005 г.
Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг в 2009 году Федеральная антимонопольная служба Москва, 2010 г.
Недискриминационный доступ в торговые сети ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Тюмень, 2014 г. И.В. Веретенников, заместитель руководителя Тюменского УФАС.
ПОСТАВЩИКИ И СЕТИ: ВСТРЕТИМСЯ В СУДЕ? ЗАМЕТКИ СУДЕБНОГО ЮРИСТА Ирина Гребнева Управляющий партнер, адвокат Юридическая компания «Гребнева и партнеры»
Кемерово, февраль 2013 г. Итоги деятельности Кемеровского УФАС России за 2012 год. Задачи и первые результаты 2013 года УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ.
ЗАМЕТКИ СУДЕБНОГО ЮРИСТА ИРИНА ГРЕБНЕВА УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР, АДВОКАТ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ГРЕБНЕВА И ПАРТНЕРЫ» Управление правовыми рисками.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Проблемы применения части 2 статьи 14.9 КоАП в части дисквалификации Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии г.
ФАС России Доклад Руководителя ФАС России, Председателя Межгосударственного совета по антимонопольной политике И.Ю. Артемьева на Семинаре по вопросам борьбы.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
Москва, 8-9 июля 2010 г. Российско-Американский Семинар по вопросу применения антимонопольного законодательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА И.Ю.
Основные итоги работы 2011 года. Задачи на 2012 год УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ.
Санкция жертвы Вадим Новиков. Старший научный сотрудник РАНХиГС Антимонопольный эксперт Инициатор письма ведущих экономис- тов против закона «О торговле»
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
О результатах контроля ФАС России за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии В.Г. Королев Начальник.
Доклад на коллегию министерства финансов Ставропольского края об изменениях действующего федерального законодательства Министерство финансов Ставропольского.
Транксрипт:

Что изменил Закон о торговле: количественный анализ Радаев В.В. II МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО», 5 апреля 2012 г. Высшая школа экономики, Москва,

381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» Разработка с конца 2006 г. Принятие – декабрь 2009 г. Введение в действие – февраль 2010 г. Применение санкций – август 2010 г.

Основные меры Закона о торговле ограничение маркетинговых и бонусных платежей фиксация предельных отсрочек платежа за поставленный товар ограничение территориальной экспансии торговых сетей (25% в рамках муниципального района) введение государственного регулирования торговых цен на социально значимые товары

Почему столь важен Закон о торговле? Государство вернулось в самую дерегулированную отрасль Попытка административного вмешательства в гражданско-правовые отношения Создание отраслевого прецедента Длительное публичное обсуждение Продолжающиеся попытки внесения поправок с целью ужесточения мер и распространения на непродовольственные товары

5 Достиг ли Закон о торговле поставленных целей Закон о торговле принимался в декабре 2009 г. без предварительной оценки регулирующего воздействия Систематическая оценка фактических последствий также не производится Удалось ли восстановить «баланс рыночных сил»? Улучшились ли договорные условия для поставщиков? Кто выиграл и кто проиграл от введения Закона? Нужны ли вводить поправки к Закону?

6 Исследования Высшей школы экономики Опрос 512 менеджеров торговых сетей и их поставщиков в ноябре-декабре 2010 г. Пять крупных городов России (Москва, С-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень) 75% опрошенных – торговля продовольственными товарами, 25% – бытовая техники и электроника Сравнение с периодом до финансового кризиса и до принятия 381-ФЗ Опрос 501 менеджера торговых сетей и их поставщиков в ноябре-декабре 2007 г. по аналогичной выборке и методологии

Уровень конкуренции и условия входа на рынок изменились мало Уровень конкуренции по-прежнему оценивается как высокий (хотя некоторое снижение оценок с 70 до 63% по сравнению с 2007 г.) Конкуренция по сравнению с 2007 г. скорее выросла (55%), чем снизилась (4%) Условия заключения договоров поставки не изменились для 75-80% ритейлеров и их поставщиков Вход на рынок для большинства участников рынка не стал проще, но и не усложнился 7

Условия заключения договоров поставки в 2010 г. по сравнению с 2007 г. почти не изменились 8 С крупными партнерамиРитейлеры (N = 249)Поставщики (N = 220) Стали проще12%5%5% Остались без изменений81%75% Стали сложнее7%7%20%20% С мелкими партнерамиРитейлеры (N = 244)Поставщики (N = 236) Стали проще15% Остались без изменений80%76% Стали сложнее5%5%9%9%

9 Оценки поставщиков: смягчения договорных условий не произошло Упрощение и смягчение договорных условий – 3-5% поставщиков Усложнение и ужесточение договорных условий с крупными торговыми сетями – 20-25% поставщиков, с мелкими торговыми сетями – 10-15% поставщиков В Москве почти по всем показателям договорные условия жестче, в регионах несколько мягче Примерно для 75% поставщиков договорные условия существенно не изменились

10 Оценки поставщиков: изменение требований после введения ФЗ о торговле Договорные требования крупных торговых сетей некрупных торговых сетей Смягчились3%3%2%2% Остались без изменений 71%84% Ужесточились26%14%

11 Оценки ритейлеров в целом совпадают с оценками поставщиков Оценки изменений в договорных практиках представителями торговых сетей в целом не расходятся с оценками их поставщиков Требования к крупным поставщиками несколько жестче, чем к мелким поставщикам Для 75-80% ритейлеров договорные условия существенно не изменились

12 Оценки ритейлеров: изменение требований после введения ФЗ о торговле Договорные требования к крупным поставщикам к мелким поставщикам Смягчились1%1%3%3% Остались без изменений 76%82% Ужесточились23%15%

13 Распространенность платежей не снизилась Применение ценовых скидок и штрафов – более 85% случаев (часто – 30-40%) Применение маркетинговых платежей и платежей за объем продаж – 70-80% случаев (часто – 25-30%) В отношениям с некрупными торговыми сетями распространенность, как правило, на 10% ниже, но разрыв с крупными сетями уменьшается В Москве маркетинговые и бонусные платежи распространены больше, а их доля выше, чем в регионах

14 Закон не оправдал ни радужных ожиданий, ни мрачных прогнозов Смягчения договорных условий для поставщиков не произошло Каждый четвертый-пятый поставщик ощущает ужесточение договорных условий Маркетинговые и бонусные платежи в значимом объеме в ценовые скидки не переведены Для большинства участников рынка (75-80%) договорные условия существенно не изменились Вопреки ожиданиям, нет различий в оценках между продовольственным и непродовольственным секторами торговли

15 Закон не достиг поставленных целей, но повысил издержки участников рынка Баланс рыночных сил существенно не изменился, участники рынка успешно адаптировались к новым нормативным условиям Административные издержки возросли: – Перезаключение договоров на новых условиях – Усиление проверок со стороны территориальных управлений ФАС (в Москве торговые сети проверяли чаще) – Увеличение числа возбужденных дел – Административные штрафы за несоблюдение условий ФЗ

Tertius Gardens: возрастающая роль Федеральной антимонопольной службы Ключевой игрок в интерпретации и инфорсменте Закона о торговле Расширение надзорных полномочий Орган «либерального принуждения к рынку» Амбиции вышли за рамки защиты конкуренции к обеспечению принципов справедливого обмена 16

Проверки продовольственных торговых сетей после принятия Закона о торговле, по оценкам ритейлеров (декабрь 2010 г.) Крупные торговые сети Мелкие и средние торговые сети Стали объектами проверок 33%33%26% Получили замечания по итогам проверок 77%40% В 2011 г. ФАС провела 370 проверок, изучив более 15 тыс. договоров поставки

Число дел, возбужденных ФАС по признакам нарушения Закона о торговле в гг. Рассчитано по данным ФАС России 2010 г.2011 г. Число возбужденных дел, всего из них в отношении хозяйствующих субъектов Нарушение условий заключения и исполнения договоров поставки (ст. 9) 624 Нарушение антимонопольных правил торговой деятельности (ст. 13) Нарушение запрета на рост торговых сетей (ст. 14)09 Доля дел, возбужденных по инициативе ФАС, %9390 Устранено нарушений без возбуждения дел146180

Число дел, возбужденных ФАС в связи с нарушениями антимонопольного и иного законодательства в гг. Рассчитано по данным ФАС России

Доля дел, возбужденных ФАС по признакам нарушения Закона о торговле, в общем числе дел в гг. (поквартально, в процентах)

Число решений ФАС о наличии нарушений Закона о торговле в гг. Рассчитано по данным ФАС России 2010 г.2011 г. Число решений о наличии нарушений из них в отношении хозяйствующих субъектов97141 Нарушение условий заключения и исполнения договоров поставки (ст. 9) 614 Нарушение антимонопольных правил торговой деятельности (ст. 13) Нарушение запрета на рост торговых сетей (ст. 14)02 Число предписаний, выданных УФАС России47141 Нарушение условий заключения и исполнения договоров поставки (ст. 9) 115 Нарушение антимонопольных правил торговой деятельности (ст. 13) Нарушение запрета на рост торговых сетей (ст. 14)01

Судебная практика по делам, связанным с Законом о торговле, 2011 г. Обжаловано в суд 31 решение УФАС Приняты судебные решения – 12 случаев Решения УФАС признаны полностью недействительными – 8 случаев

Административная ответственность за нарушения Закона о торговле, 2011 г. Всего к административной ответственности привлечено 36 должностных лиц и 13 юридических лиц Наложено 66 штрафов на общую сумму 35,4 млн руб. Сумма штрафов, подлежащих к взысканию по нарушениям Закона о торговле, в общем объеме применяемых ФАС мер административной ответственности – 0,25% Делаются попытки выйти в 2012 г. на максимальную сумму штрафа (5 млн руб.)

Общие выводы Результаты применения Закона о торговле не оправдали ожиданий и заметно отличаются от провозглашенных целей В большинстве случаев ситуация в сфере договорных отношений существенно не изменилась Административные издержки участников рынка явно возросли и будут возрастать далее Создан прецедент ограничительного отраслевого законодательства в рамках общего тренда повышения регулирующей роли государства Внесение поправок в Закон вряд ли принесет экономические эффекты, но создает риски роста административных издержек 24

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)